Журнал "Мото" №11 1999 год.
Мы уже рассказывали в "Мото" № 5, 1999, как перебрать и заменить изношенные детали газонаполненного амортизатора. Правда, тогда специально выбрали "трудный" случай - газонаполненный амортизатор без компенсационного резервуара. В такой конструкции даже элементарная замена масла вызывает трудности: приходится высверливать в корпусе отверстие для сброса давления в помоста под разделительным поршнем, а затем вваривать резьбовую футорку под корпус золотника. Не имея доступа к станкам и сварке, ремонт мог затянуться на несколько дней. Значительно проще обслуживать и ремонтировать современные амортизаторы с вынесенными компенсационными резервуарами (или попросту бачком). Потребуются только ваши руки и немного времени.
Такие амортизаторы устанавливаются, как правило, на все серьезные внедорожные мотоциклы. В отличие от дорожных, чья жизнь протекает на глади асфальта, амортизаторы спортивных внедорожников нужно время от времени обслуживать, раз в год менять амортизаторную жидкость. Вот как это делается.
1. Перед нами центральный амортизатор подвески заднего колеса "Хонды XR650L". Одно из достоинств этого узла заключается в том, что для снятия пружины не требуются специальные стяжки, просто скрутите регулировочную и контргайки - и пружина свободна. Выпустите воздух из компенсационного резервуара.
2. Возьмите бородок небольшого диаметра и легкими ударами молотка извлеките крышку сальника с корпуса амортизатора. Наносите удары поочередно с противоположных сторон крышки, чтобы избежать ее перекоса при выпрессовке.
3. Зафиксируйте амортизатор посредством алюминиевых губок в мощных тисках и ударами молотка по бородку осадите на пару миллиметров корпус сальника. Это нужно, чтобы обеспечить доступ к стопорному кольцу.
4. Отверткой с острым жалом подденьте стопорное кольцо и извлеките его из установочной канавки корпуса амортизатора.
5. Тщательно очистите от грязи канавку стопорного кольца и внутреннюю поверхность корпуса амортизатора и только после этого попробуйте извлечь из корпуса шток с поршнем.
6. Велика вероятность того, что ничего у вас не выйдет. Не огорчайтесь, вновь осадите корпус сальника, но чуть поглубже - так, чтобы можно было аккуратно снять шабером небольшую фаску с верхней кромки установочной канавки стопорного кольца. После этого все обязательно получится.
7. Втулкой подходящего размера (мы использовали торцовую головку) осадите в глубь компенсационного резервуара его донышко с корпусом золотника.
8. Удалите стопорное кольцо, фиксирующее донышко компенсационного резервуара. Тщательно очистите стенки цилиндра и установочную канавку стопорного кольца (иначе донышко может подклинить грязью).
9. Для выпрессовки донышка воспользуйтесь любым источником сжатого воздуха. Подавая воздух в золотник, приготовьтесь к тому, что донышко вот-вот вылетит из резервуара. Если подавать не больше 10 атмосфер, серьезных разрушений не возникнет.
10. Извлеките из компенсационного резервуара "кеглю" - резиновое уплотнение хитрой формы, разделяющее в амортизаторе газ и масло. Промойте все детали и продуйте сжатым воздухом.
11. Сборка амортизатора производится в обратной последовательности без каких-либо премудростей. Заправить свежую амортизаторную жидкость можно на любой стадии сборки после установки донышка компенсационного резервуара и штока амортизатора. Для этого выкрутите клапан регулировки жесткости гидравлики на сжатие. Закрепите корпус амортизатора так, чтобы отверстие под клапан оказалось его самой верхней точкой, и залейте столько масла, сколько влезет. Используйте специальные амортизаторные жидкости вязкостью 2, 5 по классификации SAE. И не забудьте закачать воздух или газ в компенсационный резервуар до 5 атмосфер. |