Забыли пароль?

DRIVE2MOTO - мотоциклы и мотоциклисты.
мотоциклы и мотоциклисты

КАСТОМ-СЛОВАРЬ

Афтермаркет (aftermarket). Индустрия «послепродажной персонализации» мотоциклов зародилась в 50-х годах, когда некоторые, тогда еще полукустарные мастерские (такие, например, как известная в наши дни компания S&S; Cycle) стали изготавливать небольшие партии своих изделий для продажи «на сторону».

Афтермаркет резко набрал обороты в начале 70-х. Уже тогда основной статьей доходов сегодняшних кастом-грандов вроде Arlen Ness или Performance Machine являлась почтовая рассылка деталей и аксессуаров, заказанных энтузиастами-чопперостроителями по каталогам этих фирм. Нынешние «афтермаркетовые» гиганты во главе с Custom Chrome – это настоящие империи с охватывающей десятки стран торговой сетью. Характерно, что такие компании традиционно отстегивают немалые средства для популяризации кастомайзинга (различного рода кастом-шоу и прочее). Оно и понятно – это их хлеб. Причем с маслом.

Бар-хоппер (bar hopper, bar-hopper, barhopper). Чоппер, основное предназначение которого – перемещать байкера от бара к бару. Такой «межбарный попрыгун», сами понимаете, совсем не обязательно должен иметь высокую максимальную скорость, эффективные тормоза, комфортные подвески и т.п., зато просто обязан сногсшибательно выглядеть на стоянке у заведения. Как известно, в чем-то похожий термин «кафе-рейсер» (cafе racer, cafе-racer) применяется к мотоциклам, которые как раз наоборот – способны при необходимости (чаще, в условиях заключенного пари) прохватить вокруг заведения на время. В наши дни под бар-хоппером обычно понимается аскетичный короткобазный чоппер-хардтейл в стиле 60–70-х. В 90-е годы термин был почти забыт, но олд-скульная эпидемия вновь возвратила его к жизни. Например, на известном калифорнийском кастом-шоу LA Calendar Motorcycle Show сейчас существует номинация Bar Hopper.

Бикини (bikini fairing). Мини-обтекатели в стиле кафе-рейсер, названные в честь атолла в Тихом океане (помните пляжный ансамбль «Мини-бикини 69» из «Бриллиантовой руки»?), стали все чаще появляться на кастом-байках в начале 80-х. Конечно, никто всерьез и не думал улучшить с помощью этого аэродинамику. Скорее обтекатель-бикини был и остается элементом декора, намекающим на спортивный характер мотоцикла.

Бич-бар (beach bar), он же «свипинг-уайд» (sweeping wide). Несмотря на в некотором роде «пляжно-алкогольное» звучание, бич-бар – всего лишь низкий, очень широкий руль в виде полуокружности, доставшийся современному кастомайзингу в наследство от довоенных американских круизеров (в принципе, подобная форма руля была характерна для многих мотоциклов начала XX века). С таким рулем степенно и важно дефилировать вдоль пляжа, а то и непосредственно по нему считается элементом шика.

Бич-круизер (beach cruiser). Как правило, тяжелый «прогулочный» круизер с бич-баром. Похожий термин «бульварный круизер» (boulevard cruiser) встречался еще в 30-х и обозначал примерно то же – круизер, который, наперекор первоначальному значению слова «круизер», предназначался скорее для понтовства, нежели для путешествий.

Боббер (bobber), «боб» (bob), раннее – «боб-джоб» (bob-job). Самая ранняя и очень популярная в наши дни разновидность кастом-байков. Стиль формировался одновременно с зарождением байкерского движения на юге Западного побережья США на стыке 40–50-х годов. Ранний мотоциклетный кастомайзинг развивался одновременно с автомобильным хот-роддингом, был его, можно сказать, двухколесным ответвлением, своего рода «младшим братом». Отсюда столько параллелей и пересечений. Некоторые историки считают, что корни бобберов следует искать в довоенных «хилклаймберах» – мотоциклах для гонок, именующихся «Подъем на холм». Не факт – в конце концов «гаражная» постройка любого гоночного мотоцикла, в первую очередь, подразумевает нещадное избавление от лишнего веса. А на бобберах, в отличие от чопперов, народ как раз был не прочь всерьез погоняться по дну высохших соляных озер, заброшенным шоссе или безлюдным пляжам. Типичный боббер в современном понимании – олд-скульный аппарат с низким рулем, небольшим углом наклона передней вилки и шинами одинаковой размерности, построенный, как правило, на серийной раме. А еще «bobber» означает по-английски «поплавок». Но не купитесь на это – мотоциклы, как правило, обладают никудышной плавучестью.

Бобтейл (bobtail, «купированный хвост»), «боб-фендер» (bob fender). Первые кастомайзеры «купировали» хвосты своим бобберам, словно заправские ветеринары. Уже на заре движения, в конце 40-х – начале 50-х, сформировалось три классических способа «рубки хвоста»: 1) банально резануть болгаркой кусок заднего крыла; 2) переставить назад переднее крыло (благо, в те времена устанавливать шины разной ширины было не принято, а потому крылья тоже имели одинаковую ширину); 3) изготовить бобтейл. Последний способ, несомненно, самый остроумный и изящный: в этом случае заднее крыло укорачивается не сзади, а спереди, после чего оно «задвигается» глубже в раму, образуя характерный «утиный хвост». В конце 70-х такой фасон заднего крыла стал привычным атрибутом некоторых модификаций Harley-Davidson семейства FX, а в начале 80-х – и японских серийных чопперов. Однако стоит заметить, что еще в начале 60-х на «внедорожных» модификациях двухтактных одноцилиндровых «Харлеев» устанавливались самые настоящие бобтейлы.

Боди-байк (body bike), изначально full-bodied bike. Максимально «зашитый», капотированный мотоцикл. Часто дизайн боди-байков перекликается с автомобильным, что неудивительно: иной такой аппарат по площади кузовных панелей может поспорить с малолитражкой. Легендарного Арлена Несса одно время сильно увлекала эта тема, и его боди-байки по праву считаются классикой жанра.

Боди-кит (body kit). Набор деталей облицовки, часто пластиковых, с помощью которого можно, что называется, малой кровью преобразить до неузнаваемости серийный мотоцикл. В 70–80-х боди-киты в Америке шли нарасхват. И стоит сказать, среди таких изделий попадалось немало удачных «преобразователей». Однако в наши дни популярность «кузовных наборов» заметно упала. Типа «не по понятиям».

Борд-трекер (board tracker, boardtracker). Кастом-байк, выполненный в стиле мотоциклов для популярных в Америке в начале прошлого века гонок на дощатых треках. Модное направление современного кастомайзинга, на которое вот уже несколько лет неровно дышат судейские бригады кастом-чемпионатов. Если вы увидите мотоцикл, больше похожий на велосипед, так и знайте: скорее всего перед вами борд-трекер.

Бэби-сит (baby seat). Нет, это не детское автомобильное сиденье (без которого в России скоро будет запрещена перевозка детей до 30 лет – слышали?). «Бэби» здесь в другом значении. Правильно, это закрепленное на заднем крыле (часто съемное, на присосках) сиденье-«нашлепка» для перевозки визжащих экзальтированных дамочек. «Деточка, а вам не кажется, что ваше местоѕ на заднем крыле?» Нередко используется также старинный термин «пильон» (pillion, pillion pad), которому действительно сто лет в обед – так в английском языке принято называть отдельное пассажирское сиденье на мотоцикле.

Бэггер (bagger). Изначально – увешанный сумками («бэгами», отсюда и название) круизер для дальних поездок, турер. Отличительные черты современного бэггера – жесткие боковые кофры и развитая ветрозащита. В 60-х байкеры-«однопроцентщики» придумали для таких мотоциклов обидное прозвище garbage-wagon – «мусоровоз». (Кстати, основное значение английского слова «bagger» – «землечерпалка». Тоже, согласитесь, не «быстроногая лань».) Начиная с 80-х годов, многие мастера во главе с Нессом неоднократно и небезуспешно пытались доказать, что и в этом, казалось бы, скучном направлении есть где разгуляться кастомайзерскому таланту. Несмотря на это, факт остается фактом: бэггер – редкий гость на современных кастом-шоу. Может, «однопроцентщики» были правы?

Ви-бар (V-bar). V-образная разновидность дрэг-бара. Вообще-то, если смотреть со стороны водителя, такой руль – это скорее «-бар». Да вот беда – нету в латинице такой буквы!

«Гондола» (nacelle). Обтекаемый кожух фары головного света, по типу устанавливавшегося c 1965 года на Harley-Davidson Electra Glide.

Гердер (girder, «ферма»). Передняя вилка параллелограммного типа, она же «трапеция» (trapeze). В 60-е годы на чопперах встречалась не реже спрингеров. И почти наверняка считалась бы сейчас вымершим подвидом, если бы не олд-скул. В один прекрасный момент горсть оставшихся на плаву американских «афтермаркетовых» компаний, специализирующихся на гердерах (таких как Durfee, которая клепает «трапеции» аж с 1969 года), вдруг оказалась на коне. Помимо классического варианта с перьями из труб, сваренных в виде треугольника, встречаются и оригинальные конструкции. Например, вилка модели Nanna от Jesse Rooke Customs с перьями в форме луков. В арсенале того же Джесси Рука есть даже одноперьевые моно-гердеры под консольное крепление колеса.

Гуснек (gooseneck). Рама типа «гусиная шея» – с вытянутой вперед рулевой колонкой. Одна из кастом-фишек 60-х. С легкой руки японских кастомайзеров вновь очень популярна у «олд-скульщиков» всего мира.

Даймонд (diamond tank). Граненый чопперный бак в форме бриллианта. Пик популярности пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. Существует еще термин «призма» (prism tank). Некоторые буржуазные теоретики-умники утверждают, что «призма» и «даймонд» – не одно и то же. Не верьте! Частенько случается, что трудно определить, где коффин, а где даймонд, а уж найти различия между даймондом и призмой – и вовсе тухлый номер.

Джоки-шифт (jockey shift). Рычаг ручного переключения передач. В классическом случае подразумевает наличие ножного выжима сцепления – так называемого suicidal clutch, «сцепления для самоубийц». (Вот же любят люди нагнать страху! То автомобильные двери, открывающиеся против хода, называют suicidal doors, то ножным сцеплением стращаютѕ) Существуют и смешанные конструкции – в них ручной рычаг сцепления установлен непосредственно на «кочерге» переключения передач. Сегодня джоки-шифт используют все, кому не лень. Причина, как правило, одна и та же: потому что это круто!

Диггер (digger). Кое-где можно прочитать, что эта разновидность чоппера характерна для конца 70-х или даже начала 80-х годов. На самом деле этот стиль, как и сам термин, родился еще в конце 60-х. Причем, что понимать под «землекопами» – тоже вопрос не до конца ясный. Одни утверждают, что это аппараты с удлиненной рамой (часто типа гуснек), большим углом наклона передней вилки, рулем типа пулбэк или дрэг-бар, «заряженным» мотором, ощетинившимся устрашающего вида «турбочарджерами», и нередко – задними колесами, обутыми в дрэгстерные слики (этакая предтеча современных лоурайдеров). Другие называют диггерами легкие чопперы на базе Harley-Davidson Sportster с низким рулем и рейком, близким к стандартному, – такие аппараты поначалу называли еще лоу-боями (low boy). Вот что интересно: обе формулировки в общем-то правильные – оба этих направления, зародившихся приблизительно в одно время, действительно именовались диггерами. И роднило их прежде всего то, что это были, в отличие от сверхвысоких прогулочных чопперов означенной поры, «уличные дрэгстеры» с низким силуэтом. Но окончательно все запутали «альтернативные» производители в конце 90-х, когда стали называть Digger любые чопперы «а-ля 70-е». Что касается происхождения самого термина «диггер», здесь тоже есть две версии. Согласно первой, названы они так потому, что благодаря своим дрэгстерным повадкам могут буквально рыть землю задним колесом. Вторая версия тоже хороша: мол, ездок, склонившийся над низким рулем, напоминает землекопа (если представить, что вилка – это черенок лопаты).

Дрэг-бар (drag bar). «Дрэгстерный руль» – низкий, абсолютно прямой либо со слегка отклоненными назад ручками. Форма подчеркнуто функциональна, так как пришла из дрэг-рейсинга, где, сами понимаете, не до ветвистости рогов.

Дрэг-стайл (drag style). Рама в дрэгстерном стиле – низкая и длинная, с глубоким вырезом под сиденье. В Европе несколько лет подряд настоящим бестселлером были немецкие рамы HPU Drag Style. Сейчас лидерство захватила новая генерация дрэг-стайлов – рамы от Walz Hardcore Cycles.

Дрэгстер, дрегстер (dragster). Подразумевается либо настоящий спортивный снаряд для дрэг-рейсинга, либо приземистый «заряженный» чоппер со «спортивным» уклоном (также см. про-стрит).

Дрессер (dresser). В начале 50-х компании Harley-Davidson и Indian стали предлагать за дополнительную плату все больше и больше «навесных аксессуаров» для своих круизеров: ветровые щитки, багажные кофры, хромированные передние и задние «бамперы» самых замысловатых конфигураций. Разумеется, находились покупатели, которые хотели заполучить из перечня опций все и сразу – это называлось «полный прикид» (full dress). Такой полностью «упакованный» мотоцикл назывался full dresser, позже – просто dresser. В калифорнийской байкерской среде термин имел более широкое значение – дрессерами называли любые серийные круизеры из-за того, что они, в отличие от «голых» бобберов, «носили» массивные глубокие крылья, гондолы вокруг фар и проч. Сейчас в Америке под дрессерами чаще всего понимаются именно туристические мотоциклы с кофрами и обтекателями, то бишь бэггеры, – в тамошней мотопрессе эти слова стали практически синонимами.

Зи-бар, зед-бар (Z-bar). Хотя это похоже на сокращенное обозначение острова Занзибар, на самом деле имеется в виду конфигурация руля, при которой его половинки выполнены в виде литеры «Z». Встречаются как низкие зи-бары, так и воистину эйпхангеровских размеров. Ну, и для общего, так сказать, развития: в металлургии существует термин «зетовый профиль», так вот – по-английски это тоже «Z-bar».

Кастом (custom). Это ключевое слово понятий «кастомайзинг» (customizing), «кастомайзер» (customizer), «кастом-байк» (custom bike) и т.п. означает, как известно, «заказ», «заказной». В принципе, смысл понятен – речь идет о том, что не производится серийно, а строится по заказу. А если, спросите вы, аппарат строится не по чьему-то заказу, а для себя лично? Ну что ж, будем считать, в этом случае вы его заказали сами у себя. В последнее время в западной литературе для толкования термина «кастомайзинг» все чаще используется слово «персонализация». Вот это, как нам кажется, действительно в самую точкуѕ Еще один нюанс: когда дело касается олд-скула, правила хорошего тона требуют писать слово «кастом» на хот-роддерский манер – через «K» (kustom). Считается, что моду на такое «неправильное» (или как раз правильное?) написание ввел классик хот-роддинга Джордж Баррис, а впервые оно появилось в рекламе его мастерской, опубликованной в одном из номеров Hot Rod Magazine за 1948 год. На самом же деле корни лежат немного глубже: еще до войны братья Баррисы с единомышленниками основали в Калифорнии Kustoms Car Club. Полвека спустя так называемая кастом-культура (Kustom Kulture), объединяющая автомобильный хот-роддинг, мотоциклетный кастомайзинг, музыку рокабилли, «сопутствующие» стили в одежде, прическах, тату, – все это превратилось в мощную индустрию и настоящий социальный феномен мирового масштаба.

Кинг-энд-куин (king & queen, king-and-queen, king/queen), оно же «ступенчатое» сиденье (stepped seat). Цельное двухуровневое седло на две персоны. Причем, заметьте, «королева» восседает выше «короля» (воинствующие феминистки могут на время зачехлить ядовитые жала). В начале 70-х подобные конструкции стали приобретать причудливые, прямо-таки гротескные формы – зачастую их спинки простирались до самой вершины метровых (а то и выше) сисибаров.

Кит-байк (kit bike). Мотоцикл, продающийся в виде набора «сделай сам». Наборы эти, известные как «байк-киты» (bike kit) или «байки в коробке» (bike-in-a-box), привлекают многих. Кому ж не хочется почувствовать себя настоящим кастомайзером! Довольно удачные конструкции кит-байков (например, производства компании S.I.E.) стали появляться на американском рынке еще в 70-х. Потом продажи китов постепенно сошли на нет, чему в немалой степени поспособствовало ужесточение технических требований к такого рода продукции. Да и интерес к кастомайзингу заметно поутих. А вот в конце 90-х наборы вновь стали расходиться на ура. За дело взялись афтермаркетовые гиганты. К примеру, кит-байки серии HR3, распространяемые через известный каталог Custom Chrome, за несколько лет разошлись по всему миру таким тиражом, что любому «альтернативному» производителю «мотоциклов в сборе» впору удавиться от зависти.

Клипоны (clipons, clip-ons). Разрезанный руль, половинки которого крепятся непосредственно к вилке (чаще над верхней траверсой, но могут и между верхней и нижней, а то и вовсе под нижней) – совсем не обязательный атрибут кафе-рейсеров или спортбайков. Причем в кастомайзинге используются не только классические клипоны, по сути своей представляющие собой две отдельные рулевые ручки, но и зи-бары или даже эйпхангеры, состоящие из двух частей. И наоборот, встречаются цельные рули, которые выглядят как клипоны. Ручки у них расположены в «межтраверсной» плоскости (кстати, такой прием иногда встречался и на ранних английских кафе-рейсерах лет сорок тому назад).

Конвертибл (convertible). Конструкции такого типа – по аналогии, например, с автомобилями-«конвертиблами», то есть кабриолетами, – подразумевают не только быструю трансформацию во что-либо, но и обратное превращение. Одним из самых известных таких «трансформеров» является проект The Sled/The Roadster Convertible, воплощенный Арленом Нессом в 1997 году. Путем несложных манипуляций боди-байк The Sled превращался в поджарый The Roadster. Из свежих примеров можно назвать The Jolly Joker 69 Convertible итальянской мастерской AQG. Открутив шесть болтов (точки соединения находятся под седлом и в нижней части рамы перед мотором), можно оперативно сменить всю переднюю часть мотоцикла. Мотоцикл имеет два «передка» – «цивильный» с телескопической вилкой и гоночный со спрингером. Были свои конвертиблы и среди трайков. Это сейчас трайк-конверсия означает превращение мотоцикла в трайк «раз и навсегда». А вот в начале 80-х некоторые американские компании предлагали так называемые «бай-трайки» (bi-trike, от слов bike и trike), способные на многократное обращение двухколесника в трехколесник и наоборот. По мере необходимости, так сказать. В наши дни ближе всего к таким «оборотням» стоит невесть каким чудом продержавшийся столько лет на американском рынке механизм под названием Voyager. Эта чудо-конструкция представляет собой набор, с помощью которого вы можете в считанные минуты превратить свой мотоцикл даже не в трайк – в четырехколесник! То есть устанавливаются боковые колеса (как опорные колесики в детском велосипеде), а штатное заднее остается на месте. Такой экипаж, если не присматриваться, выглядит как натуральный трайк, а простота монтажа-демонтажа позволяет проделывать конверсию «в» и «из» без особых хлопот.

«Контурное» сиденье, «контур-сит» (contour seat). Еще один классический вариант двухместного чопперного сиденья. Тонкая подушка плавно огибает часть рамы, заднее крыло, а иногда и забирается на сисибар. Такая форма менее удобна для пассажира (в смысле пассажирки), чем кинг-энд-куин, но, несомненно, более элегантна – за счет отсутствия «ступеньки» пассажирского сиденья, которая «ломает» общий силуэт мотоцикла.

Коффин (coffin tank, koffin tank). Тема смерти – гробы, катафалки, черепа – постоянно прослеживается как в хот-роддинге, так и в кастомайзинге. Не будем искать этому объяснений – в конце концов, эта тема манила человечество во все времена. В конце 60-х годов топливные баки в виде гробов полюбились чопперостроителям. Во-первых, из-за относительной простоты изготовления – как-никак, гнутые поверхности здесь отсутствуют по определению. Во-вторых, «гробовидный» бак – это было не только эпатажно, но и долгое время просто-напросто модно. Коффины породили множество разновидностей – таких, например, как томбстоун (tombstone, «надгробный камень»). Да и баки типа даймонд – из той же оперы.

Леттеринг (lettering). Один из многих терминов, пришедших из хот-роддинга 50-х. Означает нанесение на аппарат его названия, имени автора, слогана или просто какого-нибудь дурацкого изречения. Формально леттерингом можно назвать любую такую надпись, выполненную любым способом (в том числе с использованием трафаретов) и любым шрифтом (например, столь любимой кастомайзерами готикой). Но настоящий, выполненный по всем олд-скульным традициям леттеринг – это надпись, сделанная с помощью кисти одним из канонических «винтажных» шрифтов. По стилю и технике исполнения близок к пинстрайпингу и чаще всего с ним соседствует.

Лонгфорк (longfork chopper). Так называют чопперы, фишка которых – длина вилки. Причем не высота, а именно длина – ведь в таких аппаратах угол ее наклона «далеко за 45». В ход идут спрингеры, гердеры, «телескопы» (которые, если честно, под таким углом не очень-то и работают), а то и жесткие вилки (rigid fork). Особо зверствуют в этом направлении скандинавы. Что объяснимо: сверхдлинные вилки, установленные под запредельным углом, считаются одним из атрибутов шведского стиля.

Лоурайдер (lowrider, low rider). И еще одно словечко из хот-роддерского лексикона. В начале 70-х длинные и низкие уличные дрэгстеры и прочие диггеры часто так и называли – long & low. Постепенно на смену пришел автомобильный термин «лоурайдер». Причем поначалу мотоциклы-лоурайдеры, как и их самые первые четырехколесные тезки, не оснащались хитроумными гидро- и пневмоподвесками. И только сравнительно недавно, с появлением мотоциклетных задних подвесок с изменяемым клиренсом, мотоциклы-лоурайдеры стали почти полностью соответствовать современному автомобильному значению слова «лоурайдер» – на брюхо они, по крайней мере, уже ложатся, а вот «танцевать» пока не обучены. Что касается серийных производителей (в том числе и альтернативных), то складывается впечатление, что эти при выборе названий для своих моделей не слишком озабочены корректным использованием терминов «лоурайдер», «бар-хоппер» или «диггер». Например, известный Harley-Davidson FXS1200 Low Rider 1977 года – на самом деле не такой уж и лоурайдер.

Mальтийский крест (maltese cross). Один из главных графических символов кастом-культуры. Помимо прочего, эта форма часто используется в дизайне оптики, зеркал и других аксессуаров. В подавляющем большинстве случаев то, что принято называть в кастомайзинге «мальтийским крестом», на самом деле вовсе не мальтийский, и даже не тевтонский, а самый настоящий «айзерне кройц» (das Eiserne Kreuz, нем.) – «Железный крест» образца 1813 года. Любой геральдист вам подтвердит, что формы одного и другого названных крестов заметно отличаются. Да и посудите сами: с чего бы такой интерес к символике Мальтийского рыцарского ордена проснулся после второй мировой войны у такой подкованной в мировой истории нации, как американцы? А вот тяга к трофейной символике действительно наблюдалась среди молодых ветеранов, которые как раз и составляли костяк зарождавшегося кастом-движения.

Маскл-байк (muscle bike, musclebike). Мускул-байк, говоря по-простому. Термин, возникший как мотоциклетная калька понятия «мускул-кар». Однако, в отличие от автомобильного аналога, внятному определению практически не поддается. Какие только аппараты не называют громким именем мускул-байк сами производители и мотопресса – от авангардных хай-тековых снарядов американской компании Confederate до австралийских Barbarian с автомобильными «восьмерками». Первой в кастомайзинге официально застолбила свою «мускулистость» одна из старейших американских «альтернативных» компаний Surgical-Steeds, которая, кстати, с недавних пор так и называется – Steed Musclebike Motorcycle Co.

Мастер-билдер (master builder). 1) Титул (в этом случае пишется Master Builder), присваиваемый лучшим из лучших кастомайзеров американской специализированной прессой (в разные годы это были издания SuperCycle, Easyriders, VQ, V-Twin). Уже к середине 80-х имел вполне официальный статус. Сейчас в Америке существует даже такая серьезная организация, как IMBBA – International Master Bike Builders Association. 2) Главный технический специалист в мастерской по постройке кастом-байков, что-то вроде главного механика вперемешку с функциями директора по производству.

Метрик (metric). Кастом-байки с неамериканскими моторами принято называть «метриками» по причине использования в конструкции таких двигателей метрических, а не дюймовых размеров. На чемпионатах мира по кастомайзингу эти аппараты соревнуются в своей особой категории, которая, начиная с 2006 года, громко именуется Метрическим чемпионатом мира (Metric World Championship).

Мини-чоппер (mini-chopper, mini chopper, minichopper). Понятие растяжимое – растягивается оно от крошечных азиатских покет-байков, выполненных в чопперном стиле, до вполне солидных 750-кубовых «мотоциклов в три четверти» американской компании Ridley (а в начале 70-х мини-чопперами в Америке запросто называли даже диггеры на базе Harley-Davidson Sportster). Между этими полюсами – бесчисленное полчище аппаратов с чопперной внешностью и моторами от газонокосилок. Некоторые компании (например, набирающая обороты американская Kikker 5150) стремятся охватить весь спектр «чопперной миниатюры»: от покет-байков до «трех четвертей». Хотя настоящий мини-чопперный бум пришелся на последние несколько лет, история таких аппаратов имеет куда более глубокие корни. Считается, что первыми в мире серийными чопперами стали появившиеся в 1971 году итальянские мини-чопперы Milani и Fantic. Но если вы внимательно присмотритесь к знаменитым американским «Мустангам» 50-х годов, то поймете, что на первенство могли претендовать и они – вот только слово «чоппер» тогда еще не было в ходу.

Олд-скул (old school, причем часто, по аналогии с kustom, – old skool или ol’skool). «Старая школа» – вот уже несколько лет остается, пожалуй, самым популярным направлением в мировом кастомайзинге. Мастера, его проповедующие, черпают вдохновение в образе бобберов 50-х или чопперов 60-х годов и все чаще «забрасывают свой невод» в эпоху довоенных «антиков». И хотя олд-скул расцвел пышным цветом только в начале нынешнего века, можно смело утверждать, что у истоков движения стоял никто иной как Арлен Несс: еще в конце 70-х он последовательно и целенаправленно вживлял в кастомайзинг элементы ретро. Смеем предположить, что его тогдашний Ness-tique, появись он сейчас, запросто «взорвал» бы любого ранга и уровня кастом-чемпионат.

Пинат (peanut tank). «Арахис» – один из классических фасонов чопперного бака. В наши дни производится большинством специализирующихся на баках фирм, а изначально, в 50-х годах, заимствовался пионерами кастомайзинга у спидвейных мотоциклов или мини-байков Mustang. Некоторые утверждают, что настоящий пинат от спидвейного мотоцикла чуть меньше и округлее бака от «Мустанга» (Mustang tank), но если разница и есть, то она невелика.

Пинстрайпинг (pinstriping, pin-striping). Один из классических орнаментов, используемых в хот-роддинге. Как и другие традиционные для хот-родов элементы оформления – флеймс, скаллоп, леттеринг, гармонично перешел в кастомайзинг. Пионером и признанным классиком пинстрайпинга по праву считается легендарный Фон Датч (настоящее имя – Кеннет Роберт Говард). Вообще-то, прием, основанный на нанесении тонких декоративных линий (pinstripes, pin stripes), и раньше использовался – в мебельном производстве и при оформлении автомобильных кузовов. Фон Датч же проповедовал «вольный» стиль, создавая в технике пинстрайпинга абстрактные узоры самых замысловатых форм, симметричные, как правило, относительно вертикальной оси. Ему же, кстати, принадлежит авторство другого культового кастом-символа – знаменитого глазного яблока с крылышками (flying eye, flying eyeball). На современном этапе, в условиях неослабевающего интереса к олд-скулу, техника исполнения пинстрайпинга вручную ценится специалистами очень высоко. И не дай вам Бог использовать самоклеющиеся деколи! Узнают – побьют!

«Плуг» (plough, plow). Нижний спойлер, очень похожий на плуг, а потому так и называющийся (был бы похож на культиватор, назывался бы «культиватор»). Зачастую скрывает в себе маслобак или еще какую полезную штуковину.

Пого-маунт (pogo-mount seat). Знаете ли вы, что в послевоенные годы, когда пределом мечтаний советских детей были деревянные ходули, юные американцы уже вовсю скакали на подпружиненных шестах-«прыгалках» – так называемых «пого-стиках» (pogo stick), или просто «пого»? Еще до войны «Харлеи» обзавелись системой крепления седла, при которой оно своей передней частью крепилось за баком, а серединой опиралось на подпружиненный стержень, напоминающий этот самый пого-стик. Кончилось тем, что на пого водружали даже огромные диваноподобные сиденья типа «бади-сит» (buddy seat). За такой конструкцией закрепилось прозвище «пого-маунт». В эпоху первых чопперов «пого-стик» подлежал безоговорочной ликвидации – и путем его нещадного удаления сиденье опускалось непосредственно на раму, что напрямую повлияло на формирование знаменитой «чопперной» посадки. В наши дни, в условиях повальной ретромании, пого вновь можно встретить на некоторых бобберах.

Про-стрит (Pro-Street, ProStreet, prostreet). Еще один термин, пришедший из хот-роддинга. Кроме собственно про-стритов, являющихся одним из классов профессионального дрэг-рейсинга, под этим названием могут скрываться «гражданские» кастом-байки с низким, «спортивным» силуэтом. Также см. дрэгстер.

Пулбэк (pullback, pull-back, pull back bar). Низкий и узкий руль с половинками, плавно «вытянутыми» от траверсы назад. На стыке 60-х и 70-х такие рули прижились как на длинных и приземистых диггерах, так и на сверхвысоких хайнеках. В последнем случае они были нередко вытянуты не только назад, но и вниз – а как по-другому дотянешься? Сегодня пулбэки часто можно увидеть на чопперах, выполненных в шведском стиле.

«Ракетные» баки (rocket tanks). В начале 60-х пристежные топливные резервуары цилиндрической формы использовались в основном на аппаратах для заездов по дну высохших соляных озер и профессиональных асфальтовых дрэгстерах. Причем можно было пристегнуть и один такой бак, и парочку, а при необходимости – даже четыре. В начале 70-х годов «ракетные» баки пришли в кастомайзинг. Их даже стали предлагать некоторые афтермаркетовые конторы. Рецидивы случаются и поныне. Нельзя сказать, чтобы часто, но случаются.

Рейк (rake). Угол наклона рулевой колонки. Измеряется, как любой приличный угол, в градусах. Может как совпадать, так и заметно отличаться от угла наклона передней вилки. Во втором случае значение угла наклона вилки увеличивается за счет так называемого «экстра-рейка» (extra rake), или «траверсного рейка» (triple tree rake), то есть угла, заложенного в траверсах. Соотношение рейка и экстра-рейка влияет на такой важный с точки зрения управляемости мотоцикла показатель, как «трейл» (trail, «след») – расстояние между точками пересечения с уровнем земли двух воображаемых линий: продолжения продольной оси рулевой колонки и перпендикуляра, проведенного через ось переднего колеса.

Рессорная вилка, или «лифспринг-форк» (leaf spring fork). Подобные вилки когда-то устанавливали на классические Indian, а потому их часто называют «индиановскими». Еще несколько лет назад редкие кастомайзеры осмеливались использовать эту архаичную конструкцию. На ум приходят разве что Хэнк Янг («Мото», № 4-2005) и Билли Лейн. И вдруг в прошлом году – как прорвало! Нежданное счастье свалилось на голову американской компании Kiwi MotorCycle Company. Она уже много лет специализируется на репликах старых «Индианов», а потому оказалась чуть ли не единственной в США компанией, производящей рессорные вилки. И тут как налетели «олд-скулеры», как выгребли все запасыѕ Помимо «индиановских», в категорию рессорных вилок попадают и совершенно экзотические конструкции, встречавшиеся на некоторых чопперах конца 60-х – начала 70-х годов, – с настоящими автомобильными рессорами вместо перьев.

Риджид (rigid). Синоним понятия хардтейл. А то, что между ними, якобы, есть различие, – досужие домыслы. Хрен редьки не мягче.

Родстер (roadster, или часто, согласно хот-роддерским традициям написания, rodster). Не совсем то, что понимается теперь под мотоциклом-родстером в Европе. В американском кастомайзинге родстер – легкий «приспортивленный» кастом-байк, часто с европейским налетом. Близкое значение – хот-род.

Рим-брейк (rim brake), или «периметр-брейк» (perimeter brake). Еще несколько лет назад тормозные диски, закрепленные на ободе колеса, считались самым натуральным хай-теком, предназначенным для спортбайков и файтеров. И вдруг за них ухватились кастомайзеры, особенно разного рода «олд-скульщики» и создатели борд-трекеров. Оно и понятно – колесо с таким тормозным диском выглядит «прозрачным», словно оно и без тормоза вовсе. А это не такая уж и мелочь, как, возможно, кому-то может показаться.

Роллинг-шасси (rolling chassis), или просто роллер (roller). Полуфабрикат, заготовка для постройки более-менее «бюджетного» кастом-байка. Как правило, это неокрашенный комплект в сборе, состоящий из рамы, вилки, руля и обутых в резину колес. Встречаются роллинги с уже установленными крыльями, топливным баком и маслобаком, иногда даже с фарой. И уж совсем редко, но все же попадаются полностью окрашенные роллинг-шасси. В общем, выбор комплектации таких «недоделанных» мотоциклов зависит как от толщины вашего кошелька (или могущества воздействия на вас «грудной жабы»), так и от степени вашей лени.

Рэм-хорн (ramhorn, ram-horn, ram’s horn). Узкий компактный чопперный руль с половинками в виде «бараньих рогов», «растущих» непосредственно из верхней траверсы. Часто – с «кроссовой» перемычкой для придания конструкции жесткости. В конце 60-х, по воспоминаниям Арлена Несса, «бараньи рога» принесли его конторе первые приличные деньги.

Рэт-байк (rat bike, «мотоцикл-крыса»), или просто рэт (rat). Если подыскать рэт-байкам музыкальную аналогию, то это однозначно будет панк-рок! Движение «антикастомайзинга», или, если угодно, «постапокалиптического кастомайзинга» – с его неподдельной брутальностью, натуральной ржавчиной и прочими «антисоциальными» атрибутами – просто не могло не появиться. Зародившись в конце 70-х годов в Великобритании (хотя отдельные подобные аппараты встречались в Америке еще раньше), оно в 80-е годы уже имело многочисленную армию последователей во всем мире. Мощным толчком для увеличения поголовья рэт-байков послужил фильм «Mad Max» (эта картина – настоящий рэт-байкерский «Easy Rider»). Тема «дизайна ядерной зимы» пришлась как нельзя кстати – в самой Англии, например, до сих пор рэт-байки часто называют survival bike, что можно вольно перевести как «мотоцикл, переживший ядерную катастрофу». В немецком языке встречается не менее эффектный термин Endzeit-Bike – «байк конца света». Сам же термин «рэт-байк» ввели в обиход британские мотожурналисты в начале 80-х, и он оказался до того удачным, что – неслыханный случай! – перешел в хот-роддинг (обычно хот-роддеры экспортировали свои словечки). Не менее примечательно, что термин пришел в Америку из Европы, а не наоборот. Сходное по «идеологии» с рэт-байками направление автомобильного хот-роддинга набирало в США обороты уже в начале 70-х, и то, что сегодня повсеместно именуется «рэт-родами», называлось тогда «колымаги» (jalopy) или просто «битыми» (beater)ѕ Так вот, многие ортодоксальные хот-роддеры, имеющие за плечами не один десяток лет трудового стажа, до сих пор важно раздувают щеки и принципиально не употребляют термин «рэт-род» – мол, неправильное это слово, и происхождение у него подкачало. А вот в большой мотоциклетный кастомайзинг (вообще-то, это вроде как стан врага?) элементы рэт-байков постепенно проникают – ржавчина, тщательно продуманные «случайные» потеки масла и т.п. (некоторые работы Чики, Рассела Митчелла, Дейва Кука).

Свингарм (swingarm, swing-arm). «Качающаяся рука» – это не трогательное прощание типа «Помаши маме ручкой!», а всего лишь маятник задней подвески. Соответственно, моно-свингарм (mono swingarm, или monoarm) – та же деталь, приспособленная для одностороннего, консольного крепления заднего колеса.

Свиперы (sweepers). 1) «Подметальщики» – тип выпускной системы с плавно изогнутыми книзу выхлопными трубами. 2) Массивные крылья с «оттянутой» нижней частью, словно бы подметающей асфальт.

Сикс-ган (six-gun). Детали отделки (чаще всего – наконечники рулевых стоек, торцы рулевых ручек, рукоятки джоки-шифта), стилизованные под револьверный барабан. На поток поставлены в середине 90-х годов небез
2013-01-16 16:29:22

Это понравилось 1 Мне нравится

Комментарии
Тут еще пока никто ничего не написал
maikl22
TOP MOTO Другие темы maikl22

- ИСПЫТАНИЯ МАСЕЛ ДЛЯ МОТОЦИКЛОВ.

2014-01-09 13:05:38

- КОМПРЕССИЯ И "ЗАЛЕГАНИЕ" КОЛЕЦ.

2014-01-09 13:03:39

- ЕСЛИ ТРЯСЕТ И ШАТАЕТ

2014-01-09 13:01:25

- ПОДВЕСКА СОВРЕМЕННОГО МОТОЦИКЛА, ПРИНЦИП РАБОТЫ И РЕГУЛИРОВКИ

2014-01-09 12:59:42

- Виды тормозной жидкости

2014-01-09 12:56:15

- ВОССТАНОВЛЕНИЕ АККУМУЛЯТОРА

2014-01-09 12:54:01

- зарядка

2014-01-09 12:52:24

- Хромирование деталей (технология )

2014-01-09 12:49:36

- НЕМЕТРИЧЕСКИЕ МЕРЫ

2014-01-09 12:47:42

- Словарь автомобильных и мотоциклетных терминов и сокращений.

2014-01-09 12:43:53

- Мощность и скорость

2014-01-09 12:41:12

- УБЛАЖАЙТЕ ХОРОШИЕ ЦЕПИ

2014-01-09 12:37:30

- Самодельный грузовой мотоцикл

2014-01-08 11:06:57

- Самодельный водный мотоцикл

2014-01-08 11:05:35

- Как сделать кроссовый мотоцикл самому

2014-01-08 11:02:37
Еще записи




О проекте    |    Правила сайта    |    Мотофорум    |    Фонд сайтаФонд DRIVE2MOTO    |    Контакты    |    RSS
DRIVE2MOTO.RU мотоциклы и мотоциклисты © 2011 - 2022