Как известно, помимо жизненно важного дыхания, обеспечения жизни на планете и сгорания топлива, воздух имеет определённое свойство создавать сопротивление движущимся объектам, таким как мотоцикл. На преодоление этого сопротивления расходуется часть мощности двигателя. Поэтому, для того, чтобы достичь высоких показателей максимальной скорости, нужно позаботиться о том, чтобы на сопротивление воздуху тратилось как можно меньше энергии двигателя.
Когда воздух обтекает мотоцикл со всех сторон, он создаёт препятствие для движения. Когда мы оцениваем аэродинамику мотоцикла, мы должны учитывать плотность воздуха, его давление, площадь воздействия воздуха и скорость самого мотоцикла. Согласно законом физики, чем выше скорость, тем выше сопротивление среды. Наша задача заключается в том, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление среды, а значит, мы должны найти форму, площадь воздействия на которую будет меньше.
История мотостроения говорит о том, что чем выше скорость мотоцикла, тем создатели больше заботятся об обтекаемости его формы. Инженеры испытывают новые байки с помощью специальных аэродинамических труб. В мотоспорте скорости очень высоки - от 100 м/с (это 360 км/ч). Для моделирования таких скоростей, создаются специальные трубы замкнутого типа. В специальную наблюдательную зону такой аэродинамической трубы помещается модель, либо же сам мотоцикл, потом запускаются вентиляторы, имитирующие заданную скорость движения воздушного потока, и таким образом проводятся необходимые измерения.
Чтобы измерить лобовое сопротивление, инженеры должны видеть как течёт поток воздуха вокруг всего предмета и по обтекателю. Для этого на поверхности создают специальные индикаторные наклейки, которые указывают либо на то, что всё идеально и поток неотрывен от поверхности, либо начинают трепетать, при этом указывая, в каком месте недочёт. Для того, чтобы видеть распределение потоков в пространстве, в струе потока распыляют специальные красители.
Обтекатель является самой важной деталью в спортивном мотоцикле. Компьютеры не умеют просчитать и создать идеальную и наиболее эффективную поверхность. Поэтому данной работой во всех видах гоночного спорта занимаются высокооплачиваемые инженеры. Конечно, самую идеальную форму создала мать-природа. Это тело птицы, капля дождя, крыло насекомого. Мотоциклы, побившие мировые рекорды, имели обтекатель, близкий к форме тела птицы. Разница состояла лишь в материале, из которого изготавливался байк, и в том, что изготавливались они в разных странах в разное время. Но и в том, и в другом случаях, райдер принимал позу лицом вниз, полулежа, спиной дополняя форму корпус. Таким образом происходило снижение лобового сопротивления воздуха.
Однако, чем дальше исследовались аэродинамические свойства мотоцикла, тем больше приходили к выводу, что от сплошного корпуса обтекателя стоит отказаться. Теперь для изготовления обтекателей применяются композитные материалы, да и вес самой машины значительно уменьшился. Райдер теперь не лежит на мотоцикле, а принимает некую позу эмбриона. Если раньше старались изготавливать ажурные формы, поглощающие райдера, то теперь мы имеем обтекатель малой площади с рублеными деталями.
У серийных мотоциклов обтекатели решают не только те же самые задачи, что и обтекатель спортивного болида. Причина в том, что такой мотоцикл должен не только быть шедевром конкурентной борьбы инженеров, а и иметь привлекательный вид для потенциального покупателя.
Прочитав эту статью, вовсе не обязательно сразу идти платить бешеные деньги инженерам и ставить байк в аэродинамическую трубу. Просто нужно учитывать, что различные дополнительные причандалы вроде фар, висюлек, самодельных выхлопных систем, защитных дуг - аэродинамику вашего байка только ухудшают, а вот фирменный ветровик в дальнобое может значительно уменьшить расход топлива вашего мотоцикла.
|