В связи с сезонными страданиями, связанными с невозможностью ездить на мотоциклах зимой, некоторые люди поднимают давно забытые вопросы. А именно: "будет ли полезно накачать в покрышки мотоцикла чистый азот вместо атмосферного воздуха?". Казалось бы, что спрос на данную "услугу на шиномонтаже" давно исчез. Но нет… Есть еще клиенты, которые найдут 1000 "улучшений", которые продемонстрируют преимущества чистого азота. Видимо, это как-то связано со стремлением доказать что, "я не лох - азот работает!". Вот далеко не полный список маразмов, связанных с азотом.
Азот при нагреве не так расширяеться как кислород.
Это уж конечно… Хотя в школе должны были учить, что поведение всех газов в условиях, близким к нормальным (комнатная температура и атмосферное давление), описывается одним и тем же уравнением pV=RT. Температура 80 градусов и давление 2.5 атмосфер - абсолютно не те условия, в которых начинает проявляется межмолекулярное соответствие и эта формула нуждается в уточнении.
Чистый азот предохраняет покрышку от окисления, а ее каркас от коррозии.
А в это время, с другой стороны покрышки кислород делает свое черное дело…
Молекулы азота больше молекул кислорода, поэтому колеса лучше держат давление.
Да, молекула азота больше молекулы кислорода и даже существует метод разделения этих газов при помощи специальных мембран. А теперь задача уровня начальной школы: в атмосферном воздухе 78% азота, 21% кислорода и 1% всякой другой, не интересной нам фигни. Если допустить, что через резину просачивается только один кислород, по после какой подкачки в колесе будет практически чистый азот? Наблюдал ли кто прекращение утечки давления после многочисленных подкачек?
На чистом азоте "едет мягче"
А разжижающие чудо-присадки к моторному маслу дают некоторый прирост мощности, это даже на диностенде можно увидеть. Только такой же эффект, когда заливают изначально более жидкое масло. А в данном случае для чуда достаточно уменьшить давление "на горячую", т.е. при рабочей температуре покрышки.
На этом, я думаю достаточно. Большинство утверждений "продавцов воздуха" - умные слова для бывших двоечников. Однако практика, в отличие от чистой теории, показывает что надутые азотом из балона покрышки действительно меньше подвержены разогреву, азначит и повышению давления. Секрет в том, что любой газ из баллона - сухой, когда в атмосферном воздухе содержится влага, которая и приводит к повышенному разогреву покрышки.
Для кого это важно? Только для тех, кто ездит на покрышках с низким давлением (например, задние Dunlop D211 или покрышки Formula 1). В самом деле, если рабочее давление горячей покрышки должно быть в районе 1.3 атмосферы, то нельзя же дуть 1.0 (атмосферное давление) на холодную. Отсюда и стремление уменьшить внутреннее трение, чтобы минимизировать перепады давления. С этой задачей задачей справляется любой сухой газ.
Вывод: азот в покрышках - это не вредно. Вопрос только в целесообразности.
Ну и напоследок, чтобы забить последний гвоздь в крышку гроба.
Это я про легенды насчет технологий "формула 1". Цитирую регламент этой самой формулы:
12.7 Tyre Gases :
12.7.1 Tyres may only be inflated with air or nitrogen.
12.7.2 Any process the intent of which is to reduce the amount of moisture in the tyre and/or in it’s inflation gas is forbidden. |