Дистиллированная вода в радиаторе.
Когда в радиатор нельзя заливать обычную охлаждающую жидкость, приходится ездить на чистой воде. Обычно это связано с тем, что спортивные мероприятия на асфальте проходят более спокойно, если из пробитых радиаторов вытекает чистая вода, а не скользкий антифриз. Однако, использование воды может привести к некоторым неприятностям.
Во-первых, это закипание. Как правило чистый антифриз кипит при более высокой температуре, к примеру 160 градусов по Цельсию. При смешивании с водой температура кипения понижается, но все равно остается выше 100 градусов. Смешивание с водой требуется для того, чтобы увеличить теплоемкость смеси, потому что чистый антифриз хотя и не закипает, но его теплоемкость (т.е. способность переносить тепло) хуже теплоемкости воды. Таким образом, вода для трека лучше, так как лучше охлаждает мотор, но существует реальная опасность перегрева - т.е. при закипании воды в радиаторе охлаждение мотора практически прекратится. В реальности начинать волноваться следует после того, как на приборке появится цифра 102 градуса или около того - в радиаторе вода находится под давлением, поэтому кипит при чуть более высокой температуре.
Во-вторых, коррозия лопаток водяной помпы. Актуально для длительного хранения мотоцикла с чистой водой в радиаторе. При длительной эксплуатации на воде возможен также и более быстрый износ сальников водяной помпы вследствие того, что смазывающие свойства воды хуже.
В-третьих, высокотемпературная коррозия алюминия. На самом деле алюминий - очень химически активный металл, который бурно реагирует с водой, выделяя при этом свободный водород. Всему этому мешает оксидная пленка, которая образуется на поверхности алюминиевой детали под действием кислорода, находящегося в воздухе. При разрушении этой пленки алюминий растворяется в воде. Разрушить ее можно механически (например трением) или химически, для этого сгодится раствор какой-нибудь щелочи.
Поэтому под термином "чистая вода" буквально понимается дистиллированная вода, которая получается при испаренни и конденсации обычной воды, или деионизированная вода - это почти то же, что и дистиллированная, только способ ее получения дешевле. В этом случае каким-то образом из воды убирают все ионы, кроме H+ и OH-. Как именно это делают - х.з., я в детали не вникал. Такая вода не вредит радиатору при обычных температурах, но при нагреве возможна медленная коррозия. Происходит это потому, что даже в чистой воде есть щелочные ионы OH-, к которым не равнодушен оксид алюминия из которого состоит защитная пленка на поверхности этого металла.
Чтобы предотвратить такую коррозию вообще, в воду добавляют антикоррозионные присадки, специально разработанные для алюминиевых двигателей. Кроме этого, в состав таких присадок входят вещества, которые препятствуют образованию пузырьков воздуха при локальном нагреве (устаняют эффект локального закипания), что способствует улучшению теплообмена. Примеры таких чудо-добавок: Red Line Water Wetter или Motul MoCool. Есть и такие, кто добавляют в воду около 5% обычного антифриза для алюминиевых двигателей - просто заливают воду, не промывая систему охлаждения. |