Немного расскажем об эволюции создания мотоциклов Соитиро Хонда:
- первым двигателем Honda с верхним расположением распредвала был силовой агрегат блочной конструкции объемом 246 см3 модели Dream SA. выпущенной в 1955 г.,
за которой последовала версия SB с двигателем объемом 344 см3.
Эти модели в 1957 г. были преобразованы в модели серии М с новыми вилками.
Как раз в это время лидер японского рынка начал исследовать экспортный рынок, и предложенным компанией продуктом стала машина с открытой рамой - гибрид мопеда и мотороллера.
Модель Super Cub C100 с двигателем объемом 90 см3, выпущенная в августе 1958 г., произвела большой экономический и общественный эффект, предлагая миллионам во всем мире скромное и тем не менее респектабельное средство передвижения.
Это была отличная машина не только с экономической, но и с практической точки зрения благодаря хорошей механической части, защищенных от непогоды колес, установленному по центру двигателю и автоматическому сцеплению.
Модель С100 и ее производные продаются лучше всех мотоциклов в мире.
Тем временем, ввиду того, что японский рынок был перенасыщен, в 1959 г. Honda организовала концессию в США,
а вскоре после этого последовали операции в Европе и Юго-Восточной Азии. Вследствие продуманной компанией рекламной стратегии, нацеленной на тех, кто не ездит на мотоциклах, начался новый мотоциклетный бум, и продажи машин Honda в США взлетели до небес.
Вслед за С100 появилось еще много популярных мотоциклов, причем все они были оснащены двигателями с верхним распредвалом и цепным приводом.
1960-х гг. Honda выпускала гоночные мотоциклы: пятицилиндровый класса 125 см3 и шестицилиндровый класса 250 cm3
Первой дорожной двухцилиндровой машиной Honda была С70 с двигателем объемом 247 см3. Своему появлению в 1957 г. она во многом была обязана двухцилиндровым мотоциклам NSU с верхним расположением распредвала, которые Соитиро увидел тремя годами ранее на трековых гонках. Выполненный из алюминия двигатель развивал мощность 18 л. с. при 7400 об. /мин. со степенью сжатия 8, 2: 1. Шатунные шейки коленчатого вала располагались под углом 360 градусов, что означало, что поршни поднимались и опускались в унисон, а распредвал приводился в движение с помощью центральной цепи. Трансмиссия состояла из четырехступенчатой коробки передач и цепи. В модели С70 вилки были не телескопическими, а короткорычажными.
Компания непреклонно двигалась к созданию цивилизованного мотоцикла, и в 1958 г. появилась модель С71 с электрическим стартером, в результате отпала необходимость в кикстартере.
В том же году появился кроссовый Мотоцикл RC70 мощностью 20 л. с, у которого рама была не из прессованной стали, а из труб. Уменьшенная версия двигателя модели С70 объемом 125 см3 и мощностью 11, 5 л. с. использовалась в модели С90, выпускался также и спортивный вариант СВ90. Заканчивалась серия моделями С75 и CS76, оснащенными двигателем объемом 305 куб. см (на базе расточенного двигателя 250 см3), с относительно экзотическим верхним расположением распредвала и механическими частями из алюминиевых сплавов. Все это в сочетании с надежностью и скромной ценой удивляло многих клиентов на рынках США и Европы.
Спортивная модель класса 250 см3 СВ72 выпуска 1960 г. характеризовалась смазкой в масляном поддоне, расположением шатунных шеек коленчатого вала под углом 180°, двумя карбюраторами, степенью сжатия 9, 5: 1, телескопическими вилками и трубчатой рамой. Вскоре и другие модели серии наследовали эти технологические решения, ознаменовав переход марки Honda к современному дизайну.
Модель CL72 была производной от СВ72, она позволяла молодежи получать удовольствие от езды по бездорожью.
Истоки успеха компании в большой степени происходят от гонок, в результате высокооборотистые высокоэффективные четырехтактные двухцилиндровые дорожные машины стали нормой.
В то же время компания старалась сочетать свой опыт участия в гонках на машинах с более мощными двигателями с производством дорожных мотоциклов с двигателями большего объема.
Первым японским мотоциклом, способным соперничать с европейскими (в том числе и британскими) производителями, стал СВ 450 Dream, выпущенный в 1965 г.
Эту машину отличали новый двигатель объемом 445 см3 с двумя распредвалами, торсионными клапанными пружинами и двумя карбюраторами, монтированный в обычной опорной раме, отличавшейся от трубчатой рамы Honda, в которой двигатель, как бы, свешивался со стойки. Получивший прозвище Black Bomber, мотоцикл развивал скорость 161 км/ч, в то время, как на рынке такие скорости ожидали, как минимум, от машин с традиционными двухцилиндровыми двигателями объемом 650 см3.
Модель проложила дорогу на рынок машинам с такими же характеристиками, выпускавшимися соперничающими с Honda концернами Suzuki, Yamaha и Kawasaki.
В производстве всегда имелись и не столь необузданные версии спортивных мотоциклов, и в 1967 г. Honda выпустила двухцилиндровую модель CD 175, предназначенную для тех, кто уже вырос из класса 125 см3. Машина была оснащена одним карбюратором и четырехступенчатой коробкой передач, в то время как спортивные модели той же серии, например, СВ 175, оснащались двумя карбюраторами и пятиступенчатыми коробками передач.
Появилась новая высокооборотистая модель СВ 250, развивавшая мощность 30 л. с. при 10000 об. /мин. но и она была уравновешена более прозаичными версиями GD и CL.
К 1970 г. все модели оснащались передними дисковыми тормозами, в дизайне в течение большей части десятилетия преобладали закругленные формы, которые стали считаться устаревшими после появления в 1977 г. имевшей совершенно другой облик модели Superdream. К этому времени машина С8450 Black Bomber эволюционировала в СВ500Т с удлиненным ходом поршня и более низкой степенью сжатия.
На рубеже 1960-х и 1970-х гг. Honda была занята изменением в обоих направлениях объема двигателя.
Из небольших одноцилиндровых моделей компании следует выделить первоклассный спортивный мопед SS50, который развивал мощность 6 л. с. при 11000 об. /мин., и менее быстроходный мопед РС50, оснащенный знакомым двигателем с верхним расположением распредвала, установленным на базовой раме.
Внедорожные мотоциклы были представлены сериями SL и XL с набором двигателей размерами 12В, 185, 250 и 500 см3.
Самой фундаментальной из всех была модель с клапанными толкателямиCG125, которая производилась в Бразилии до конца 1990-х гг.
На другом конце размерного ряда была модель СB750, производившая разное впечатление на влиятельные круги из мира мотоциклов.
Дело в том, что в спецификации СВ750, являвшейся машиной массового производства, присутствовали ранее считавшиеся роскошью отличительные черты, к которым относились:
- пять скоростей,
-передние дисковые тормоза и электрический стартер,
- при этом мотоциклы были доступны у местных дилеров по конкурентным ценам. Более того, машина была надежной, обладала мощностью 67 л. с. при 8000 об. /мин. и максимальной скоростью 201 км/ч. Топливо подавалось в двигатель с помощью четырех карбюраторов. Использовалась испытанная и проверенная компанией конструкция: два клапана на цилиндр с одним верхним распредвалом с цепным приводом.
Вслед за СВ750 в 1971 г. появилась четырехцилиндровая машина СВ500 мощностью 50 л. с, а в 1972 г. - СВ350.
Двумя годами позже,
последняя модель эволюционировала в четырехцилиндровую СВ400. Она стала самой продаваемой машиной «Honda», это объясняется популярностью объема двигателя (из-за лицензионных ограничений).
Объем двигателя модели СВ500 был увеличен до 544 см3 и появилась модель GB550.
В 1975 г. Honda представила свою самую крупную туристическую модель с приводом от вала класса 1000 см3 - Gold Wing.
Она была оснащена рядным четырехцилиндровым двигателем с водяным охлаждением и четырьмя карбюраторами, развивавшим мощность 80 л. с. при 7000 об. /мин.
Из-за наличия таких дополнительных узлов, как радиатор водяного охлаждения, машина была сравнительно тяжелой - ее вес составлял 295 кг, однако из-за горизонтального расположения двигателя ее центр тяжести располагался низко. Топливный бак находился под сидением, а расположенный на обычном месте бутафорский бак содержал электрику.
Основное внимание в конструкции машины было уделено высокоскоростной езде с комфортом. Двигатель Gold Wing эволюционировал,
увеличившись до 1085 см3 - в 1980 г.,
1182 cm3 - в 1984 г.,
а к 1989 г. машина превратилась в шестицилиндровую GL1500 мощностью 100 л. с.
Ветровые стекла, обтекатели, багажные отделения, передачу заднего хода., ..
- все это было стремлением обойти Harley-Davidson.
Ответом на СВ750, соперничавшей Kawasaki - была модель 21,
a Honda, в свою очередь, ответила тем, что взяла лист из каталога мотоциклов Benelli и создала модель SVH. Шестицилиндровая машина была выпущена в 1978 г., через год после Бенелли Сей (Benelli Sei), но двигатель СВХ был 24-клапан-ным, развивал мощность 105 л. с. и разгонялся до скорости 217 км/ч.
Неубедительные продажи означали, что для 1981 г. СВХ была воссоздана, как недолговечная спортивно-туристская машина с полуобтекателем и недоведенным двигателем.
Если исходной V-образной двухцилиндровой моделью является Moto Guzzi,
то Honda выпустила машину такой же компоновки, которая,
благодаря непритязательности техобслуживания и надежности,
завоевала каменные сердца и умы армии курьеров.
Дебют СХ500 а 1978 г. нельзя назвать благоприятным: тогда из-за несколько округлого вида машине дали прозвище Plastic Maggot («пластмассовый окурок»).
Мотоцикл был оснащен V-образным двухцилиндровым, поперечно расположенным двигателем, объемом 499 см3, с жидкостным охлаждением и четырьмя приводимыми клапанами.
В 1984 г. появилась модель СХ650,
за которой последовала версия Turbo мощностью 82 л. с,
недостатком которой был избыточный вес и сложность, отсутствовавшая в моделях СХ без наддува.
В данном случае стандартные мотоциклы имели настолько хорошее соотношение мощности к весу, что турбонаддув стал бесполезным.
После СХ последовала серия ориентированных на спорт машин с продольно расположенными V-образными двух- и четырехцилиндровыми двигателями с использующей цепной привод трансмиссией.
При такой конфигурации у этих мотоциклов было некоторое преимущество в балансировке, а также в плавности хода.
Это сразу проявляется при езде рядом машин с двухрядным и V-образным четырехцилиндровыми двигателями.
Первой из этих машин с V-образным четырехцилиндровым двигателем была выпущенная в 1983 г. - VF750 с жидкостным охлаждением, после чего последовали варианты двигателей размерами 400 и 500 см3.
В 1984 г. производились также V-образные двухцилиндровые модели с жидкостным охлаждением VT250 и VT500.
Из-за неполадок в системе клапанной передачи «Honda» заменила модель VF750 в 1986 г. на модель VFR750.
В стандартных машинах для спортивного туризма использовались распредвалы с шестеренчатым приводом, во избежание проблем с машинами VF. Модель VFR750 была настолько хороша, что была заменена только через 12 лет моделью VFR800 мощностью 100 л. с. с инжекторным впрыском топлива.
V-образные четырехцилиндровые модели «Honda» были одними из первых по популярности в возникшем в конце 1980-х и продолжившемся в 1990-х гг. интересе к репликам гоночных машин, подогревавшемся получившим распространение серым импортом.
Серия машин VFR класса 400 см3 была представлена замечательной маленькой моделью NC30 c гоночной раскраской обтекателя и односторонней кулисной подвеской.
Модели RC30 198S г. и RC45 были очень похожи на гоночные машины RVF.
Пожалуй, наиболее радикальной моделью была дорожная машина NR750, которая была снабжена такими же. как и выпускавшаяся почти десятью годами ранее гоночная модель NR500, овальными поршнями.
Имевшая по восемь клапанов на цилиндр NR750 мощностью 125 л. с. при 14000 об. /мин, тем не менее, оказалась не быстрее, чем другие, менее вычурные модели класса 750 см3.
В число V-образных двухцилиндровых машин с продольным расположением цилиндров входили большой внедорожный мотоцикл XRV750 Africa Twin
и мотоцикл средних размеров XL600V Transalp - оба мотоцикла заняли центральное положение в рыночной нише модных мотоциклов.
Подобным же образом, выпущенная в 1999 г. ориентированная на дорожную езду V-образная двухцилиндровая модель Varadero с двигателем объемом 996 см3 пользовалась плодами успеха машин «Honda»в ралли Париж-Дакар.
Модели с одинаковыми силовыми установками NTV650 были выпущены под названиями: Revere- с приводом от вала и Bros - с цепным приводом и с двумя вариантами объема (400 и 650 см3).
Эти машины переняли пальму первенства, когда отошла серия СХ.
Модель NT650V Deauville выпуска 19S8 г. была туристским мотоциклом с полной экипировкой, включавшей обтекатель, багажные коробы и привод от вала.
Контрастом стало появление классической заказной V-образной двухцилиндровой модели VT750 Shadow.
Наконец, в 1990 г. Honda выпустила суперспортивный туристский мотоцикл ST1100
Pan European. Мотоцикл был оснащен V-образным четырехцилиндровым двигателем объемом 1100 см3 и мощностью 100 л. с, позволявших ему разгоняться до 210 км/ч, а наличие к тому жe полного обтекателя делало его привлекательным для полиции, спасательных служб и даже такси.
Мотоцикл, ставший носителем стандарта «Honda», был выпущен в 1987 г. - это был представитель категории спортивных машин - модель CBR600.
Мотоцикл с полностью покрытым обтекателем корпусом был таким же хорошим многоборцем, как VRR, но при этом он был оснащен четырехцилиндровым двигателем объемом 599 см3 с двумя распредвалами и с жидкостным охлаждением, который развивал мощность 85 л. с.
В течение первых восьми лет производства был продано 100 тысяч этих мотоциклов.
«Honda» наряду с CBR600, выпустила в серии две другие машины того же стиля, но рядом с первой моделью они выглядели бледно. Модель CBR750 была доступна только на сером импортном рынке, а 130-сильная GBR1000 была приличной туристической машиной для поездок на длинные расстояния.
В этой же серии была выпущена отличная реплика гоночного мотоцикла GBR400.
В 1992 г. мотоциклетная общественность была взбудоражена новостью о том, что модель CBR 900 FireBlade RR была признана самым быстрым в мире серийным мотоциклом. Максимальная скорость была ошеломляющей - 266 км/ч. Рецептом успеха модели была мощность ее рядного четырехцилиндрового двигателя объемом 893 cm3 - 123 л. с., в сочетании с легким весом - 185 кг (сравнимым со средневесами класса 600 см3, из-за его брусочной рамы из алюминия).
На протяжении 1990-х гг. компании соревновались в создании самого быстрого дорожного мотоцикла, и следующим окладом « Honda»
стал выпуск в 1997 г. модели CBR1100 Blackbird.
При 285 км/ч она могла с полным правом рассчитывать на одобрительную оценку ее скорости.
Другими претендентами на звание самой быстрой были разгонявшиеся до 303 км/ч модели: «Suzuki» класса 1300 см3, «Hayabusa» и «Yamaha R1»
В одно время с этими моделями откровенно в противовес « Ducati» - «Honda» выпускала модель VTR1000 Firestorm, оснащенную V-образным двухцилиндровым двигателем объемом 996 см3. |