Байкеры в СССР
Опубликовано в журнале ROCKMUSIC.RU, № 1 (18), 2005, стр. 6.
Перед написанием данной статьи у автора произошел долгий разговор с одним человеком, который был очень далек от байк-среды. Он доказывал, что байкерского движения в нашей стране нет и не предвидится, что байкеры, несомненно, присутствуют, но находятся в полном застое, абсолютно никак не развиваясь и не расширяясь, не разыскивая новых сторонников. «Да и вообще – сказал его собеседник – они все слизали с Запада!» В его интонации явно чувствовалось выраженное презрение. Очень жаль, что эти самые настоящие байкеры не проезжают ежедневно стройными рядами мимо его офиса, всячески привлекая к себе его внимание огромными и яркими вывесками, ну да что поделаешь! Зато они не такие, как «Идущие Вместе», традиционно героически поддерживающие традиционно выигрывающую на выборах правящую элиту. Байкерам вообще нет никакого дела до этого. Им не нужно привлекать сторонников, ведь сторонники сами находят их. У них свой, закрытый мир и попасть туда может далеко не каждый. Потому, что их мир и не создан для каждого. Потому, что не каждому их закрытый мир по зубам.
Явно подчеркнутого единства среди байкеров действительно нет, да в этом и нет необходимости. Они замечательно себя чувствуют, объединяясь в местные байк-клубы, или катаясь в одиночку. Для обычных обывателей они так и остаются непонятными до сих пор, хотя, казалось бы, что тут понимать: едут люди на мотоциклах себе в удовольствие. Но, т.к. у нас стало принятым по любому поводу подводить явление под политику, то и представление обычного обывателя, как повелось, сформировалось стереотипами из прошлого. Многие наверняка видели американские фильмы, где настоящие байкеры показываются мерзким и опасным сбродом, в то же время, отечественные киноделы, не сняв ни одного фильма конкретно про байкеров, очень часто вставляли мотосцены, при этом мотоциклисты в подавляющем большинстве случаев были показаны негативно. Этот присвоенный стереотип врожденного уродства был усугублен по-советски стандартно: якобы, они не смогли найти себя в жизни, но это ведь не вся молодежь, поэтому байкеры, как явление, практически сразу попали в отбросы общества. Проследим за тем, как развивались отдельные стереотипы, чтобы осознать настоящие причины общественной антипатии и страха.
История
Сами байкеры, как явление, ведут свое начало из США, начиная примерно с окончания Второй мировой войны. Американские солдаты и военные возвращались на родину, где страна жила своей жизнью: не было никакой разрухи, рос спрос на обычную мирную продукцию, война пришлась кстати! Производство промышленной продукции выросло больше чем в 2,5 раза, производители оружия получили гигантские прибыли и каждый погибший всех национальностей принес им приблизительно по 60 долларов чистой прибыли! Конечно, самый большой кусок доходов достался именно США. В то же время, реальный уровень жизни внутри самой страны упал на треть - это обуславливалось военной ориентацией экономики и резким освобождением из военной промышленности и службы миллионов людей трудоспособного возраста.
Вот только после любой войны, как огромное проклятие, остается послевоенный синдром - прошедшие войну с большим трудом вливаются в мирное общество, а целой стране на них оказыается наплевать. Часть не сумевших найти себя в обществе ветеранов отреклась от такого общества, и оседлала мощные мотоциклы. Вот именно тогда, в конце сороковых начали появляться первые байк-клубы, которые состояли из outlaws - "отверженных". Смысл самого названия двойственный, ведь самая многочисленная и цивильная организация мотолюбителей : Американская Мотоциклетная Ассоциация, также отвергла этих ребят, ведь они не вписывались в имидж организации, старающейся прививать себе и каждому своему члену благопристойный и респектабельный вид. По выводам самих американских байкеров, на тот момент их численность составляла приблизительно 1% от остальных владельцев мотоциклов. Эта цифра впоследствии стала знаменитой - те, кто носит нашивку с «1%», считают себя к элитой байкерского мира и сегодня. Но тогда об элитарности еще никто не говорил, а власти преследовали байкеров, выдвигая обвинения в целом ряде преступлений: убийствах, торговлей наркотиками, воровстве мотоциклов, избиениях и изнасилованиях. Нет смысла пытаться оправдать «отверженных», но и с самого общества не снимается большая часть вины: работать «диких» мотоциклистов в основном не брали, полиция была настроена к ним явно предвзято, а пресса обильно поливала их грязью, нагоняя ужас на своих читателей.
Дикий Восток
В это же время обескровленный СССР поднимал из руин большую часть своей европейской территории. В понесшей громадные потери стране, молодая часть населения была буквально нарасхват и ей было попросту некогда заниматься протестами против чего либо и кого либо, да и смысла не было никакого - нужно было учиться, жить и строить. Второстепенные вещи были отодвинуты на второй план. Да и сама система не позволяла самовольничать по всем известным причинам.
Что касается самих мотоциклов, они были, хоть и в очень небольшом количестве. Кроме не очень впечатляющей советской техники присутствовали трофейные байки, немецкие машины, закупленные перед войной, и около 50 000 Харлей-Дэвидсонов, которовые поставлялись из США по ленд-лизу фронту. Они, конечно, находились на строжайшем учете и попадали в руки к населению в очень редких случаях. Но на фоне подавляющей нищеты и дефицита повально увеличилась преступность, что было характерно для большинства послевоенных стран. И даже в более позднее время оттепели, образ байкера никак не мог попасть в СССР. Соответственные органы в кротчайшие сроки пресекали такие попытки - США не собиралась демонстрировать миру такое свое лицо, а советский человек не должен был находиться вне социума, направленного на строительство коммунизма. Кроме того, мало кого в стране советов мог бы завлечь образ оторванного от народа бунтаря без целей и определенного будущего, ведь правильный путь жизни был расписан от и до. В отличие от демократичных Штатов, где такие элементы просто относились к деклассированным, в СССР существовала вполне реальная система наказаний. То политическое воспитание, которое с пеленок прививали советским людям, не давало ни малейшего шанса проникнуть ничему западному в культуру и сознание. Ведь совсем одно - надеть американский костюм, за что тоже можно было поиметь неприятности по комсомольской линии, и совсем другое - непонятно зачем сесть на мотоцикл и двигаться в сторону, противоположную от ясного и светлого будущего коммунизма. Ведь четкое предназначение "хомо советикуса" было предельно ясно и понятно. Каждого отклонившегося ждало непонимание и эффективное наказание.
СССР: люди и техника.
По большому счету, для обычного гражданина Советского Союза, мотоцикл был простой сезонной альтернативой автомобилю, ведь последних было крайне мало, и стоили они огромных денег. Мотоциклы были намного более доступны, хотя до налаживания более менее достаточных объемов производства в 60х годах, на них также записывались в очереди. С поставками техники помогала и дружественная ЧССР, обеспечивая СССР "Явами" и "Чизетами". Конечно, на тот момент не существовало разделения на "цивилов" и "не цивилов", и обещственные правила поведения были понятным и обыденным делом. Мотолюбители дисциплинированно записывались на покупку мотоцикла, получали необходимую категорию в правах, переплачивали за дефицитные запчасти. Езда без номера особо не наказывалась, а в глубинке не следили как за регистрацией, так и за техническим состоянием техники.
Как и прочие виды техники, мотоциклы были изначально обречены на долгую жизнь - многие из них и сейчас передвигаются по дорогам нашей страны. Частично в этом заслуга климата - полугодовая зима дает свое. С точки зрения доходности от производства также были определенные проблемы, ведь по настоящему зарабатывать с использованием мотоцикла удавалось только спортсменам и каскадерам. Моторизированные подразделения ГАИ и прочие службы в расчет не брались. Как следствие, простому владельцу оставалось относиться к владению мотоциклом, как к своеобразному хобби, если не считать весенне осенней эпопеи по перевозке грузов с дачи и на дачу. А т.к. в стране господствовал тотальный дефицит, то любая техника в городах поддерживалась хозяевами в работоспособном состоянии, чтобы иметь возможность добраться с заветными корнеплодами от Кукуева до МКАДа, чудом закрепив из на механическом страдальце.
Москва, середина 80-х
С приходом либерализации общественной жизни и перестройки, на улицах страны начали появляться странные, а порой пугающие простых граждан сообщества. До того момента самой громкой и скандальной была демонстрация неофашистов на улице Горького. Причем, что показательно, через совсем короткий промежуток времени, запутавшись в событиях, происходивших в огромном количестве благодаря новоиспеченной гласности, мало кто точно помнил о количестве тех самых фашистов, но вся Москва гудела о том, что на разгон демонстрации были брошены болельщики с заполненного стадиона "Динамо". В советском времени противостояние "наших" и "не наших" присутствовало всегда, причем те самые "не наши" приравнивались именно к фашистам. Это очень коснулось первых панков, и истории о том, как они занимаются шпионажем в пользу Америки и торгуют отравленными жевательными резинками, распространялись повсеместно. Абсолютно такое же впечатление производили и все те, кто тяготел к западному стилю жизни, и имел смелость копировать имидж кумиров : получали и стиляги, и металлисты, хип хоперы... Значки и прочая символика, связанная с Западом, вызывала стойкий негатив. В то же время совково - обывательская мода, завязанная на изображениях Ленина и т.д. встречала активное приветствие стражей порядка и большинаства граждан. Приблизительно в это время и начали появляться первые так называемые "рокеры" - будущие байкеры. Ездили они, как правило, по ночам, когда улицы Москвы были почти пусты, и не в одиночку - так не скучно, и можно навалять врагам в случае необходимости. Визитной картой таких мотоциклистов почему то сразу стало отсутствие глушителей на байках, что очень выводило из себя спящих граждан и бесило гаишников, которым было не под силу догнать ночных райдеров среди лабиринтов улиц и дворов. Глушители снимались в большей мере по хулиганским соображениям от кружения головы .. из за воздуха свободы, несомненно. "Рокерами" таких мото хулиганов прозвали все, начиная прессой, и заканчивая милицией. Сами они также не были против такого обозначения. Суть проихождения заключалась в том, что слово "Байкер" считалось сленговым, а "рокеры" тесно дружили с остальными "волосатыми", слушали рок,и как результат, были свалены в одну кучу. Вскоре музыкальные фаны разбились на подстили музыки, и обозначение "рокеры" временно укрепилось за мотоциклистами. Слово же "рокерить" дожило до наших дней. Единство "рокеров" с рок - фанами было естественным и обоюдным, ведь интересы и враги были по большей части одинаковы. Именно тех, кого можно было бы назвать байкерами, выделились приблизительно в 1986-87 годах. Так, именно тогда широко известные в наши дни "Ночные Волки" начали открыто охранять рок концерты от люберов, и прочих недоброжелателей, и поддерживать порядок, изолируя отдельных рок хулиганов, которые перебрали спиртного или наркотиков. Это был первый прецедент создания такой организации, которая не обладала "законным" правом на самозащиту, но демонстрировала силу, находясь под контролем органов. Такой вопиющий прецедент по законам тех лет немедленно попадал под понятие "преступной группировки", но власти не вмешивались, т.к. репрессии во время перестройки могли стоить большого служебного кресла любому из начальников. Все деяния, которые так или иначе были связаны с стычками байкеров, объяснялись тем, что "молодежь выясняет отношения" так же, как это было в конце 70х с футбольными болельщиками, а так, как сейчас их "выясняют скинхеды". Однако, именно "Ночные Волки" были исключением из правил - в середине 80х - начале 90х сложно назвать хоть несколько серьезное неформальное объединение мотоциклистов в СССР. Большинство прочих райдеров из числа "рокеров" особо не намеревался конфликтовать с кем и чем бы то ни было, так что и делить с обществом им было нечего0. И если те же американские outlaws в период своего зарождения были вынуждены конфликтовать с прессингом полиции, прессы, общества, то наши отечественные мотоциклисты-хулиганы в худшем случае получали выговор от участкового или на комсомольском собрании в виду того, что общество считало их увлечение неправильным. Те же упомянутые совсем недавно "Ангелы Ада" в итоге превратились в запрещенное законом сообщество с криминальным прошлым, а наши "рокеры" возвращались домой, и на следующий день спокойно шли в институт. Американских же байкеров в разное время обвиняли в торговле оружием и наркотиками, убийствах и других тяжких преступлениях. Основой такой разницы стало то, что советское общество было не готово к принятию для себя байкерства в том традиционном виде, каком оно зародилось в США. И мощная пропаганда всячески способствовала этому. Ведь американские мото-хулиганы могли быть предоставлеными самим себе даже будучи выброшенными на обочину гражданского общества. Каждый же из советских "рокеров" в детстве был пионером, и прививаемый с детства марксизм-ленинизм приводил к закреплению на рефлекторном уровне того, что мотоцикл это не вся жизнь, а хобби, ведь необходимо работать на работе, заводить детей, жениться... Принцип социалистического планирования жизни и семьи прекрасно работал.
Перековать «Днепры» и «Уралы»!
Основной пик переделывания советских мотоциклов приходится на середину 90х годов. Причин для этого было несколько. Основная - недостаток финансов у молодых мотоциклистов, желающих иметь хоть сколь нибудь уникального железного коня. Кто то неплохо зарабатывал на перепродаже купленных по дешевке байков. Стало повсеместным такое явление, как скупка по забытым деревням старых мотоциклов, причем попадались как трофейные немецкие машины, так и те самые ленд лизовые "Харлеи"! Но все же, большая часть техники была советской, причем с некой ранговой системой. В большом почете у настоящих "рокеров" были мощные и тяжелые "Уралы" и "Днепры", "Яву" и "Иж", зачастую приобретали безгаражные наездники, т.к. их хоть и с трудом, но можно было затащить по лестнице наверх. Импортные "Явы" стоили недешево, и уступали "Днепрам" в мощности. Менее мощные "Ижи" в свою очередь стоили дешевле. Большую часть найденных в провинции мотоциклов приходилось восстанавливать, но не очень сильно -стоя в сараях, мотоциклы находились в достойном состоянии, поэтому передки зачастую сводилась к индивидуализации и преследовали эстетические цели. Да и до сих пор ведь достаточно любителей проводить всю зиму в гараже, создавая из "Урала", например, чоппер, и некоторым их них действительно удается достичь большых успехов в выбранном направлении. Что касается "классических" мотоциклов байкеров - больших, мощных и сверкающих хромом "Харлеев", то в те времена позволить себе такую роскошь не мог практически никто. Да и речь о свободной продаже не шла - "капиталистические" марки официально в СССР на импортировались. В 80х годах большие хромированных красавцы уже начали появляться на улицах Москвы, но принадлежали они явно не молодежи из числа "рокеров", и количество их было равно нескольким единицам. Да и о хоть каком нибудь сервисе не приходилось мечтать. С постепенным развитием импорта из Японии в страну начали поставляться куда более дешевые японские мотоциклы, но и их мог себе позволить далеко не каждый. Но, что показательно, в то же самое время в самих Штатах количество японской техники превысило аналогичный показатель американской. Эта тенденция сохранилась по сей день - более дешевые мотоциклы из Японии теснят своих именитых американских собратьев. Например, в классическом мото кино в трех частях - фильме "Безумный Макс" (1979, 1981, 1995), нет практически ни одного "Харлея" - подавляющее большинство мотоциклов - "Хонды" и "Кавасаки".
Импорт идеологии
Самым главным врагом как байкеров, так и "рокеров", был показательный официоз. Причем, полярность была практически стопроцентной, ведь как "рокеры", так и работники комсомола смотрели одинаковые фильмы, читали одинаковые статьи из цикла "их нравы", слушали однотипные вражеские радиоголоса. Примечательно, что посмотрев капиталистическое кино, противники "рокеров" громили "гнилую" "рокерскую" культуры с тех самых позиций, с которых это делала и лживая американская пресса, поливая грязью собственных "Hell's angels" и "Bandidos". Здесь играл большую роль голливудский лживый взгляд, который в советских устах переставал быть лживым в случае, если было необходимо обосновать отрицательную сторону неугодного явления. Такие советские издания, как "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", и "Крокодил", приводя описание наших "рокеров", в качестве примеров приводили образ американских байкеров, созданный и навязанный Голливудом : мол, они одеваются в дранье, отращивают длинные немытые патлы, сшибают и грабят прохожих, убивают людей, накачавшись наркотиками. Они - бандиты, а вы, советские люди, подражаете им. Конечно, вспоминали и о езде без глушителей(хотя мода на это быстро закончилась) и шлемов. Кстати, пару слов об аварийности. Иногда случалось, что агрессивные и нервные автолюбители, для которых сам вид "рокера" был своеобразным плевком в душу, часто умышленно подрезали и сбивали мотоциклистов, не делая исключения даже для тех, кто передвигался с пассажирами. Случались и разбойные нападения на них, с целью раскурочить технику и набить физиономию владельцу. В советском же кино "рокеров" почти не показывали, не считая нескольких просветительских картин для молодежи. Образ "неформала на мотоцикле" почти всегда был негативным : герой попадал в нехорошую компанию, и был втянут уголовными элементами в нехорошие дела. И все же, в силу того, что в СССР не было такой жесткой борьбы байкеров и общества, прессинг на "рокеров" был сравним с таковым на "металлистов", и не носил усугубленного характера - образ "рокера" просто представлялся обывателям, как пример скатывания советского гражданина по наклонной, и "награждался" выволочками на комсомольских собраниях, лишением стипендий, постановкой на учет в милицию, завалом на экзаменах и отправкой в армию, в конце концов. Серьезными препятствиями к распространению культуры был как закон о тунеядстве, так и строгий институт прописки, которые мешал свободному передвижению наездников по просторам СССР, в отличие от американских байкеров. Поэтому и "рокерство" в большинстве случаев было простым увлечением мотоциклами и относительной свободой поблизости места работы или учебы. Вся идеология страны тех лет была построена на привязанности к дому, семье, работе, наконец, контролю со стороны милиции и прочих служб. Срабатывал фактор "модности" быть "рокером", как и у "металлистов" - это был один из немногих способов выделяться в серой массе социалистической страны с тотальной уравниловкой. Именно это и привело к тому, что поначалу "рокеры", а позже байкеры пребывают в относительной безизвестности. И дело не в тайном заговоре со стороны СМИ с целью игнорировать движение. Просто сами "рокеры" в СССР в своем большинстве были абсолютно безобидны, как и остальные неформальные объединения. Они жили в полном соответствии с законами и порядками страны, не считая отдельных не имеющих системного характера нарушений. "Рокеры" в Советском Союзе не имели ни единого шанса стать аналогом "outlaws" - "отверженными" в том смысле, в котором они были представлены обществу в США, ведь большая их часть была довольно домашними людьми, которые получили воспитание внутри системы со всеми прелестями ее идеологии. Внушения о том, что эта страна - лучшая в мире, детство - по определению счастливое, дефицит - временная проблема, человек - обречен на заранее запрограммированную жизнь с детством, школой, армией, трудоустройством и борьбой за мир с тихой старостью. Каждый гражданин СССР воспитывался в духе правильности такой жизни, и был к ней полностью готов. Никто не рождался в подворотнях и улицах.
Поэтому и "рокеры" наши не сбивались в банды, как американские аналоги, а просто "объединялись в неформальные тусовки", где главенствующую роль имело совпадение интересов и способов провести время. Полностью осознавая социалистическое будущее, как и остальная часть советских людей. Никаких "отверженных", никаких революций.
|