Часто возникает вопрос о том, какой же байк взять новичку. Так вот для тех, кто не особо понимает, что к чему, но хочет приобщиться к мотожизни, и написана данная статья.
В первую очередь надо понять, для чего вам мотоцикл: ездить в деревне за пивом или же в городе на работу, минуя пробки, а может вы хотите присоединиться к так называемым “байкерам?”. Некоторые из этих вопросов мы сейчас и рассмотрим.
Исходя из своего опыта, могу сказать лишь то, что каждый сам должен решать, с чего ему начинать: с 125-кубового мотоцикла, чтобы научится, или же покупать сразу литровый. Я могу лишь дать вам совет и сказать, как бы сам поступил.
Так вот, как только вы решили для себя, что настало время брать своего первого «коня», вас сразу поразит такое большое разнообразие моделей, что глаза разбегаются. Но нас с вами интересует именно первый «конь», поэтому мы не будем брать в расчет дорогие спортивные модели. Нас интересуют сейчас модели с объемом двигателя ~400 кубов.
Почему именно 400, а не 125-200 или 600? Элементарно. Это тот объем двигателя, при котором вам не надоест мотоцикл через пару недель и при котором ошибки управления не приведут к тяжёлым последствиям. Такие ошибки более мощные, более “злые” мотоциклы прощать не станут. На 400-кубовом мотоцикле можно прокататься не один сезон и при этом не чувствовать себя обделенным. Пусть их скорость и разгон по сравнению с «большими братьями» не настолько хороши, но большинство машин будут «курить в сторонке». Конечно, если вы совершенно не умеете ездить, то я бы посоветовал для начала овлядеть начальными навыками или в мотошколе или если есть возможность через друзей и знакомых на мотоцикле с объемом около 125сс. Покупать такой мотоцикл я считаю несколько нецелесообразным. Он являясь основным вашим двухколесным транспортом быстро вам надоест, уже через месяц вам будет скорее всего мало для полноценной езды. Хотя как вариант для перевозки вашего седалища на работу/учебу и обратно - лучше не найти.
И так, что вам нужно знать? Цена на б/у мотоциклы такого объема, а именно б/у нас сейчас должны интересовать, варьируется в пределах от 70 до 150 тысяч рублей за мотоцикл в хорошем состоянии. Выбирать надо с умом, ведь то, что вам продают и как товар преподносят, зависит от того человека, кто вам продаёт, и быть обманутым в такой ситуации довольно легко, если вы не особо разбираетесь в этом вопросе.
Для начала осмотрите мотоцикл на предмет внешних повреждений, таких как вмятины на баке, повреждения пластмассовых деталей (Ремонт пластика довольно дорогостоящая операция, как и покупка нового, касается в первую очередь спортов), ржавчина, масляные подтеки на двигателе, состояние тормозных колодок и сальников в вилке. Проверьте обязательно не деформирована ли рама. Если да, то это, скорее всего, говорит о том, что мотоцикл побывал в аварии. Желательно проверить мотоцикл и на наличие ржавчины в баке, ведь найти сейчас бак на старые модели довольно сложно и дорого. Все это поможет снизить стоимость байка, если все недостатки будут замечены своевременно, и поможет избежать проблем в дальнейшем. И ещё, при покупке, если вы не умеете ездить или боитесь, все же попросите завести мотоцикл при вас. Он должен заводиться даже на холодном двигателе, пусть и не сразу, но должен, это позволит вам судить о состоянии двигателя. Послушайте, двигатель должен работать ровно без посторонних шумов (Если это двигатель с V образным расположением цилиндров, то его работа может быть не совсем ровной, для них это часто нормально, особенно для чопперов, если будете выбирать такой мотоцикл, найдите видео с ним, что бы послушать звук и уже сравнивать) . Попросите прокатить вас и прислушайтесь к работе двигателя при разных скоростных режимах. Не должно быть слышно скрежетов и тому подобных звуков. Убедитесь в том, что все передачи работают, как надо. Про пробег говорить сложнее, его часто скручивают, но всё же, чем он выше, соответственно и цена ниже, хотя тут стоит надеяться только на честность предыдущих владельцев. Вообще-то, год для старых мотоциклов особой роли не играет, тут сугубо важно состояние мотоцикла, поэтому хоть посвежее и хорошо, но не приоритетно.
Итак, мы дошли до самого интересного, а именно, до марки и модели мотоцикла, который собираемся брать. Хоть сейчас «четырехсотки» почти не выпускаются, спрос на них велик, и продаются они в немалом количестве, поэтому будем выбирать в районе 90-99 годов. А в этом промежутке выбор мотоциклов, разных по своему виду и качествам, очень велик.
Honda CB 400
Первый кандидат в ваши верные спутники – Honda CB 400. На мой взгляд, байк идеален для человека, который первый раз садится на двухколёсного «коня». В чем же его преимущество? Он мягкий, комфортный, прощает большинство ошибок, свойственных неопытному водителю. Хорошо себя на нем чувствуют и водители с ростом под 190 см, а этим похвастаться не каждая четырехсотка может. Заднее сиденье тоже приятно радует: места много, и ваш спутник не будет всю поездку ютиться на жердочке в позе эмбриона. При разгоне на этом мотоцикле нету рывков, только плавное ускорение, что обеспечивает комфортную езду. Но это совсем не значит, что мотоцикл медленный в разгоне и не обладает приличной скоростью, отнюдь, просто все очень предсказуемо, и для новичка это будет неоспоримым плюсом. Так же следует упомянуть про хондовскую надежность. Про неё наслышаны многие, так что этот байк подводить вас будет о-о-о-очень редко, если вообще будет подводить. Хотелось бы ещё сказать про коробку передач, отличающуюся чёткостью при включении передач и надежностью. Идеальный городской мотоцикл в виду прямой посадке, уставать на нем вы не будите. Всегда легко найти запчасти, ведь это одна из самых распространенных моделей в классе 400сс.
Honda CB1
Второй кандидат это Honda CB1. Много писать о нем, пожалуй, не буду. Опять же хондовская надежность, отличная коробка и все такое. Но! Этот байк уже более «злой», его можно сравнить с бандитом, о котором написано ниже. На нем не заскучаешь. С первого взгляда его не назовешь спортивным, но все же в нем угадывается характер. Его рама выглядит вызывающе, да ещё при всем этом очень прочная и надежная, посадка уже более приближена к спортивным моделям, ноги чуть назад, вместо руля-палки клипоны, что хоть и понижает её комфортность, но дает преимущество в управляемости и на скорости. Очень хорошо ложится в повороты и держит их, что несомненно порадует водителя. Конечно, есть и минусы, а именно: мотоцикл узкий, и с пассажиром не так удобно будет ездить, не самый большой объем бака, но это же не спорттур, поэтому обращать внимание на такой маленький минус не стоит.. Кроме того, у него один тормозной диск спереди, что для мотоцикла со спортивными задатками не очень хорошо. Поскольку характер у него злее, то некоторые ошибки в управлении, которые вам CB400 простит, CB1 уже не стерпит. Но, с другой стороны, если вы ориентируетесь на спортбайки в будущем, то эта модель придется вам по душе.
Honda Steed 400
Ещё одна модель, которая может заинтересовать приверженцев классики, тех, кто хочет выглядеть как классический байкер. – Honda Steed 400. С виду это классический 400 кубовый чоппер с V-образным двигателем. Идеален для новичка и для тех, кто ценить не огромный объем двигателя, а комфорт, стиль и маневренность. Опять же его японские корни видны для человека с ростом более 180 - 185см, хоть посадка остается удобной, но увы, вы уже будете выглядеть несоразмерно этому мотоциклу. А во всем остальном это очень удобный и легкий в управлении мотоцикл. Двигатель, как и полагается хонде близок к вечности, тем более, что это V-образник. Разгон позволяет вам спокойно со светофора обгонять машины, Крейсерская скорость до 100км/ч, но вот максимальная скорость вас не удивит – 130км/ч, но это же чоппер, зачем вам куда-то на нем торопиться?. Поэтому при такой скорости управляемость мотоцикла совсем не на высоте. Один из самых больших задних катков на четырехсотке, чоппере, с одной стороны хорошо, с другой резина стоит не так дешево. Минус это для вас или нет, но имеет колеса со спицами, дань стилю, но не всегда безопасно. Так как он довольно узкий для своего класса и легко управляется, то в городе вы будете чувствовать себя как рыба в воде. Ещё хотелось бы отметить то, что для этого мотоцикла существует огромное количество тюнинга, так, что для тех, кто любит выделяться из толпы будет уйма возможностей это сделать.
Suzuki RF 400
Дальше на повестке дня Suzuki RF 400. Этот спорт-турист, примечателен тем, что для 400 кубов он довольно резв и схож с бандитом, объясняется тем, что двигатель перекочевал к нему от GSX-R 400. Имеет бо́льший объем бака, хорошую обтекаемость, но не самую лучшую, и удобную посадку, что очень важно для дальних поездок. Сравнительно небольшой вес – 186 кг при сухом баке. Так же имеет несколько бардачков. Подвеска мягковата, может иногда пробивать на кочках, так что стоит быть осторожным, решить вопрос можно залив более вязкое масло. Уверенно чувствует себя на трассе, но при боковом ветре сносит, от проезжающих фур тоже, что для данного класса мотоцикла очень и очень плохо, но это лишь мнение автора. При экстренном торможении не хватает резкости. Крейсерская скорость – 140 км/ч. Вообще-то, хороший спорт-турист для начинающих, обладает всеми необходимыми качествами для комфортной езды как на городских, так и на трассах, но ничего сверхъестественного. В потоке не стоит ждать от него чуда. Ведь по размерам он как 600сс или даже 900сс. И в пробке будет уже не так удобно плавать в междурядье. Требует очень точной и своевременной настройки карбюраторов как и его «голый» собрат – бандит.
Suzuki Bandit 400
Теперь взглянем на Suzuki Bandit 400. Автор сам ездил на таком, так что отношение может быть немного предвзятым, но постараюсь быть предельно объективным. Схож с CB1 по эргономике, так и по особенностям двигателя. Примечателен своим видом. Агрессивный, злой характер. Посадка близка к спорту, особенно если он с клипонами. Надо отметить, что этот мотоцикл для людей ростом не более 180см, в противном случае колени будут выше бака, что не удобно. На дальние поездки не рассчитан из-за посадки: затекает всё, включая пятую точку. Но зато хорошо показывает себя в городе: узкий, маневренный. Красноголовая модификация отличается подхватом на высоких оборотах. Пассажиру сидеть не очень удобно, места мало, подножки задраны слишком высоко, пассажир почти что лежит на водителе. Следует отметить то, что мотоцикл довольно прихотлив в обслуживании и требует тщательного ухода. Я его классифицирую как мотоцикл для новичков, которые все же успели поездить на более слабых моделях, но для совсем неопытного водителя он будет слишком резким и непредсказуемым из-за подрыва у красноголового. Сероголовый спокойнее , в разгоне, без подхватов. Чуть проще в конструкции двигателя. Многие любят этот мотоцикл из-за его внешнего вида и я согласен с этим. Но это отнюдь не решающий фактор. При своевременном обслуживании он будет вас радовать очень долго.
Yamaha FZ400 и XJR400
Посмотрим, что нам предлагает Yamaha. Из самых популярных мы возьмем две модели. Первая это FZ400. Мотоцикл популярный, часто можно встретить на дорогах. Но что он из себя представляет? Это дорожник, с классической прямой посадкой без претензий на что-то большее, хотя при желании можно сложится в эмбриона пузом на баке, но зачем? Ехать быстро можно, но удобнее и приятнее ехать спокойно и плавно, именно под это они и рассчитаны. Обтекатель радует на трассе, позволяет держать комфортную крейсерскую скорость в районе 130-150км/ч. Пассажиру сидеть не очень удобно, ножки высоковаты, но дела обстоят намного лучше, чем на том же бандите. Коробка, хоть и шумная, но надежная. Так что вы можете брать его в качестве первого мотоцикла, ведь он очень легок в управлении и привыкнуть к нему не составит труда. Разве что ничем особенно он вас удивить не сможет, просто хороший мотоцикл. А вторая модель это, конечно же, XJR400. Мотоцикл создан для размеренной и спокойной езды, высокий руль, широкое сиденье, обзорность тоже на высоте. Но вот подвеска на наши дороги не рассчитана, постоянно работает на гране пробоя, и это без пассажира(!). Зато тормоза на высоте: два диска спереди, армированные шланги, все как у взрослых. На нем приятно ездить, при чем делать это спокойно, наслаждаясь тем, что вы едите на таком красивом классике, а те, кто в классике разбираются отмечают его внешний вид, хоть он и довольно стандартный, но при этом все же очень хорош. Хоть написано и немного об этом чуде, можно сказать главное, этот мотоцикл будет вам верным другом и не раз выручит вас в трудной ситуации. Но вам лишь необходимо воздержаться от реализации своих спортивных амбиций.
Kawasaki ZZR400.
И вот остался у нас Kawasaki ZZR400. Это чистый спорт-турист, большой, удобный, с хорошей обтекаемостью и прекрасной посадкой. Хорош, как вы уже поняли, и на загородных трассах и в городских условиях. Динамичный разгон до 100 км /час, но вот после 140 уже крутить не стоит, иначе при длительных нагрузках на его уже не новый двигатель высок шанс доехать на нем только до сервиса. Теперь о коробке передач. Частая проблема – это плачевное состояние второй передачи. Зачастую это от того, что молодые любители скорости, увидев пластик решают что это спорбайк, и использовать его надо для “вжаривания” со светофоров и тому подобных вещей. Так же стоит отметить, что мотоцикл несколько тяжеловат для своего объема двигателя, но это не особо мешает ему, хотя, если бы скинуть пару десятков килограмм, было бы отлично для города. Но вот вспомнив RF400, это уже не лишние килограммы, устойчивость и сопротивляемость боковому ветру на много выше, и теперь это из минуса превращается в плюс . Так что данный спорт-тур идеально подойдет для новичка и для тех, кто в итоге хочет пересесть на подобные мотоциклы.
Возможно, что статья будет дополняться и корректироваться. Это будет зависеть от ваших отзывов.
Еще раз хотел бы сказать, что данная статья не должна стать для вас единственным фактором в принятии решения, но надеюсь, что она вам поможет в выборе первого мотоцикла.
Не исключаю, что в чём-то вы со мной не согласитесь. В таком случае прошу писать мне, будем вместе решать возникшие вопросы. Всем, кто прочет, спасибо! |