В последнее время на прилавках магазинов часто можно встретить гелевые аккумуляторы. Особо популярны такие аккумуляторы в мототехнике. Многие скутеристы не имеют представления, что это такое, стоит ли покупать гелевый аккумулятор и чем он лучше самого простого кислотного. Сегодня мы рассмотрим преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов, узнаем принцип их работы.
Разработка гелевого аккумулятора началась не спроста. Изначально их применяли в военной технике, а именно в самолетах. Применение обычных батарей в авиации невозможно, так как постоянное изменение положения и большие перегрузки, способствуют быстрому выходу их из строя.Перед ученными стояла задача, сохранить функции обычного аккумулятора, и улучшить показатели работы в экстремальных условиях. Гелевый аккумулятор подходил для этих целей как нельзя лучше.
Конечно, в современной авиации, например США, применяются куда более новые разработки аккумуляции энергии, но все же изобретения прошлых лет не остались без внимания и перекочевали в жизнь обычного рядового пользователя скутера или мотоцикла.
Такие батареи устойчивы к повреждениям и более лояльны к окружающей среде. Гель образуется методом добавления в серную кислоту двуокиси кремния, и даже если повредить корпус аккумулятора, газовыделения остаются внутри геля и не выводятся наружу.
По своей сути, гелевый аккумулятор, это модификация обычного кислотного, в электролит которого добавляется специальный загуститель, откуда и получается гель. Такой аккумулятор на скутере можно эксплуатировать в любом положении, но проведенные опыты показали, что емкость его, например, при использовании на боку, снижается на 30%, а переворачивать его вверх тормашками во время эксплуатации производители не рекомендуют вообще.
Срок службы его находится в районе 7-10 лет, но, как правило, до такого возраста они не доживают. Исключением являются лишь модели дорогих брендов.
Гелевый аккумулятор очень требовательный к различным условиям эксплуатации. Мы знаем, что они более устойчивы к морозам и эксплуатации зимой, но они также требуют правильной зарядки. Мы знаем, что регулятор напряжения подает ток к клеммам аккумулятора, и он заряжается. Напряжение на клеммах во время зарядки составляет около 14 вольт, при этом ток заряда постоянно разный. Если аккумулятор разряжен, он больше, и постепенно уменьшается к моменту полной зарядки. Этим можно обьяснить то, что разряженный аккумулятор потребляет на скутере больше энергии, чем заряженный, при этом, напряжение на него постоянно подается одинаковое.
Для гелевой батареи требуется немного иной момент заряда, при этом используется ограничения тока и напряжения, расписывать которые тут нет смысла, все равно вникать не будете. Поэтому, мы не эксплуатируем их правильным образом, ведь зарядка, которая подается регулятором напряжения не отвечает тем нормам, которые были заложены при разработке гелевых аккумуляторов. Это не значит, что использовать их на скутерах и мотоциклах нельзя, просто они не прослужат отведенный им период времени (некоторые модели служат до 15 лет), а выйдут из строя намного раньше (3-4 года). Также, производство таких батарей несколько дороже, чем обычных, так как в конструкции гелевого аккумулятора применяется высокочистый свинец.
Преимущества гелевых аккумуляторов.
Такие батареи допускают достаточно глубокий разряд, и в полной степени восстанавливаются после зарядки, когда свинцово-кислотный аккумулятор теряет часть емкости навсегда;
Благодаря специфическим особенностям, гелевые аккумуляторы дают высокий пусковой ток;
При правильной эксплуатации и полностью исправном электрооборудовании скутера, они проживут значительно дольше своих обычных аналогов;
Кроме того, такие батареи выдерживают на порядок больше циклов заряд-разряд;
Возможна эксплуатация в любом положении, гель не реагирует на изменения положения;
Так как такие аккумуляторы не обслуживаемые, их можно использовать сразу после покупки, без надобности предварительной зарядки;
Если вы вдруг повредите корпус, рабочие характеристики устройства не изменятся. Корпус тут не является основным резервуаром, а выполняет лишь защитные и сохранные функции для для практически твердого тела. Это нереально для обычного свинцово-кислотного аккумулятора, где любое повреждение чревато утечкой электролита;
Один из самых безопасных аккумуляторов в мире.
Недостатки гелевых аккумуляторов.
Минусов очень мало, и они обусловлены лишь особенностью электрооборудования скутера или мопеда. Гелевый аккумулятор требует точных характеристик тока и напряжения во время зарядки, что не всегда можно получить при использовании их в мототехнике. Этот показатель не является абсолютным противопоказанием использования их на скутерах, но принять это во внимание стоит.
Цена, как правило, выше свинцово-кислотных аккумуляторов, но в рамках небольших батарей, какими являются аккумуляторы для скутеров, мопедов и прочей мототехники, разница в цене выражена незначительно.
Подводя итоги, можно сказать, что покупать такие аккумуляторы стоит, но не следует ожидать от них чего-то заоблачного. Срок эксплуатации в вашем случает, будет максимум на два года больше обычного устройства. Но и это отличный показатель, особенно если вы любитель зимних покатушек. |